Популярные
На фото Адриано Банкьери

Адриано Банкьери

итальянский органист, композитор и теоретик музыки
Дата рождения:
1568-09-03
Биография

Жизнь

Адриано Банкьери родился в Болонье. В 1587 г. он вступил в орден бенедиктинцев, сменив имя Томмазо на Адриано, в 1590 г. принял обеты. Одним из его учителей в монастыре был органист и композитор Джозеффо Гуами, оказавший большое влияние на стиль Банкьери. C 1592 г. Адриано Банкьери служил органистом в различных оливетанских монастырях в Италии (отсюда его прозвище Монах-оливетанец (Monaco Olivetano)): в Лукке в 1592 г., в Сиене в 1593 г., с 1596 г. в монастыре Сан Микеле в Боско около Болоньи, куда он перешёл в 1594 г. В его службе там был перерыв с 1600 по 1604 год, когда он был органистом в церкви Санта Мария ин Регола в Имоле, служил в монастыре Сан Пьетро в Губбио, в церквах Венеции и Вероны. Известно, что в 1607 г. он играл на новом органе в Монте Оливето Маджоре — главном монастыре оливетанцев около Сиены. В 1609 г. Банкьери возвратился в монастырь Сан Микеле в Боско.

В 1615 г. он основал общество «Академия деи Флориди» (Accademia dei Floridi), в котором участвовал под псевдонимом Il dissonante. В 1622 г. общество было переименовано в "Академия деи Филомузи" (Accademia dei Filomusi), в 1633 г. превратилось в "Академия деи Филаскизи" (Accademia dei Filaschisi), а потом в Болонскую филармоническую академию. В 1613 г. Банкьери стал профессором музыки. В 1618 г. он получил титул аббата. В 1634 г. из-за ухудшения здоровья Банкьери перешёл в монастырь Сан Бернардо в Болонье, где в том же году умер от апоплексического удара.

Творчество

Адриано Банкьери считается одним из величайших теоретиков музыки XVII столетия. Он писал теоретические труды по вопросам музыкального исполнительства и церковного пения, гармонии, ритма и вокальной орнаментики. Банкьери пытался совместить традиционный принцип модальности с новым принципом тональности. Одним из первых он применил в своих произведениях генерал-бас. Его сочинение «Concerti ecclesiastici» (Церковные концерты, 1595 г.) — самое старое из дошедших до нас сочинений с генерал-басом. Банкьери легко принимал реформы и среди первых стал использовать знаки p (piano) и f (forte) в музыкальных текстах. Он отстаивал точность интерпретации музыкальных сочинений и выступал за усиление роли композитора. Банкьери был одним из первых, кто стал использовать палочку при дирижировании.

Банкьери был очень продуктивным композитором, сочинял разнообразную светскую и духовную музыку: мессы, мотеты, мадригалы, органные пьесы. Начиная с 1605 г. Банкьери опубликовал серию сочинений для органа под названием «L’organo suonarino», она была по меньшей мере шесть раз переиздана до 1638 г. Как и Орацио Векки, он хотел соединить мадригал с драматическим действием и был одним из основоположников жанра мадригальной комедии, когда исполняемые последовательно мадригалы складывались в цельное повествование.

Интересен пародийный мадригал «Контрапункт животных и разума» из комедии «Festina nella sera del giovedi grasso avanti cena». В нём сочетаются григорианский хорал с бессмысленным текстом, мяуканье, собачий лай, кукованье кукушки и другие звуки животных в исполнении певцов.

Обладая литературным талантом, Банкьери сам писал тексты для своих мадригальных комедий. Комедии и новеллы он публиковал под псевдонимом Камилло Скалиджери далла Фратта (Camillo Scaliggeri dalla Fratta), а популярное произведение «Благородство осла» (La nobilt? dell’asino) подписано Аттабалиппа даль Перу (Attabalippa dal Per?).

Банкьери интересовался диалектами итальянского языка и опубликовал несколько книг на эту тему. В своих либретто он использовал диалекты для характеристики персонажей.

Сочинения

Теоретические сочинения

  • L’organo suonarino, 1605, 1607 и др.
  • Conclusioni del suono dell’organo (Об игре на органе), 1609
  • Cartella, overo regole utilissime ? quelli che desiderano imparare il canto figurato, 1601
  • Direttorio monastico di canto fermo, 1615

Музыкальные произведения

  • 12 полифонических месс
  • три книги восьмиголосных церковных концертов, 1599
  • двухголосные мотеты с бассо континуо
  • Canzoni alla francese a 4 voci per sonare, 1596
  • собрания мадригалов, мадригальные комедии
    • La pazzia senile (Старческое сумасбродство), 1598
    • Il metamorfosi musicale (Музыкальные метаморфозы), 1601
    • Il zabaione musicale, 1604
    • La barca di Venezia per Padova, 1605
    • Il virtuoso ridotto tra signori e dame, 1607
    • La prudenza giovenile (Благоразумие молодости), 1607
    • Festina nella sera del giovedi grasso avanti cena, 1608
    • Tirsi, Fili a Clori, 1614
    • Trattenimenti da villa, 1630

Литературные произведения

  • Благородство осла (La nobilt? dell’asino), 1592, 1599 (под псевдонимом Attabalippa dal Per? Provincia del Mondo novo)

Записи

Поделиться: