Родился в Багдаде в 780 году от Р.Х, или 164 году по хиджре. Его отец умер, когда Ахмад был ещё очень маленький. После смерти отца ему остались кое-какие средства к существованию и дом в котором он жил с матерью. Доход был не больше 17 дирхамов в месяц. Имам Ахмад (р.а.) так вспоминал свое детство: «Я не видел ни отца, ни деда. Меня вырастила моя мать».
С 15-летнего возраста до 816 года изучал хадисы и фикх. Посетил главные центры мусульманского богословия, встретился почти со всеми ведущими улемами своего времени, в том числе с Абу Юсуфом и аш-Шафии. Он установил контакты с такими влиятельными лицами Хиджаза, Сирии, Ирака, как Ваки бен аль-Джаррах, Йазид бен Харун, Йахйа бен Маин. Благодаря своим глубоким познаниям, благочестивому образу жизни и связям Ахмад ибн Ханбал постепенно приобретает известность.
Расцвет деятельности Ахмада ибн Ханбала совпал со временем активизации борьбы традиционалистского богословия с мутазилитским каламом. Халиф аль-Мамун пытался навязать общине ряд мутазилитских взглядов (в том числе, догмат о сотворенности Корана). Ахмад ибн Ханбал оказался в особой группе испытуемых халифом, и в течение двух лет (833—834 гг) его держали в тюрьме. Сменивший Мамуна у власти аль-Мутасым отдал приказ подвергнуть Ахмада ибн Ханбала бичеванию, но ввиду опасности народного возмущения Ахмада ибн Ханбала отпустили на свободу. Он оказался первым известным богословом, отказавшимся перед лицом двух халифов признать сотворенность Корана.
В последние годы жизни Ахмада ибн Ханбала его влияние оказалось настолько значительным, что халиф аль-Мутаваккиль, восстановивший позиции традиционализма, приложил немало усилий, чтоб заручиться поддержкой богослова. Ахмад ибн Ханбал пошёл на сотрудничество с халифом в борьбе с мутазилитами: по просьбе халифа он составил список наиболее активных мутазилитов Багдада и Басры, став инициатором прямых выступлений против мутазилитов и других сторонников калама.
Ахмад ибн Ханбал умер в Багдаде в 241 году по хиджре, или 855 году по христианскому календарю. У него осталось много учеников и последователей. Вот имена лишь некоторых из них: Салих и Абдулла (два сына имама Ахмада), Ханбаль ибн Исхак, Хасан ибн Саббах Баззар, Аббас ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Абу Зур’а Рази, Ибрахим Хараби, Хусайн ибн Мансур, Дауд ибн Амр, Халаф ибн Хишам, Абуль Касим Багави.
Он отрицал возможность рационалистического объяснения догматов веры. Оценивая религиозно-политическую ситуацию, сложившуюся в общине в результате кризиса 20-х — 40-х годов 9 века, Ахмад ибн Ханбал пришёл к выводу о необходимости возврата к порядку, царившему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей. Особое внимание в сочинениях Ахмада ибн Ханбала уделено разработке такой позиции относительно нововведений (бида), согласно которой все нововведения в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные согласным мнением (иджма) первых трех поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены.
Политические взгляды Ахмада ибн Ханбала отличались прагматизмом. С одной стороны он признавал право на халифат за любым представителем рода курайшитов; с другой — считал возможным смещение правителя, «побуждающего людей к сомнению в вере». Он считал допустимой религиозно-политическую борьбу, смуту (фитна) и призывал в случае вовлечения в смуту до конца отстаивать исповедуемые взгляды. Богословы, по его мнению, должны воздействовать на правителя.
Среди сохранившихся сочинений Ахмада ибн Ханбала наиболее значительны: