Родился 16(29) апреля 1906 года в урочище Косуактам, ныне Актюбинской области. Умер 30 мая 1968 года в Алма-Ате.
В 1932 окончил историко-теоретический факультет Ленинградской консерватории.
В 1934 создал оркестр им. Курмангазы и был его дирижёром до 1945 года. 1935—1937 — художественный руководитель Филармонии им. Джамбула.
С 1961 заведовал отделом музыкального искусства института литературы и искусства им. Ауэзова.
Автор книг, очерков и статей о казахской народной музыке.
Композитор Ахмет Куанович Жубанов — художник самобытный и ярко национальный. Он прошёл путь до академика, народного артиста Казахской ССР. «На бесплодном такыре и травинка не вырастет», — говорят казахи. Эти слова в полной мере можно отнести к профессиональной музыке, которая рождается и развивается на почве народной.
Отец будущего композитора Куан был просвещённым человеком в ауле. К тому же, общаясь с русскими крестьянами из Воронежа, Курска, Тамбова, Харькова, которые с 1870 года стали обосновываться на постоянное жительство под Актюбинском, он научился говорить и читать по-русски. Отец Жубанова мечтал о том, чтобы дать образование своим детям. Много сил было приложено им для открытия в его ауле школы, куда он отвел семилетнего Ахмета. В 1918 году Жубанов оканчивает двухгодичную русскую школу в Журыне и затем, после учёбы на курсах по подготовке учителей, работает в городе Темире. Но ни на минуту юноша не забывает о музыке, самостоятельно изучает теорию и музыкальную грамоту, играет в самодеятельном оркестре народных инструментов.
Годы, проведенные Жубановым в Актюбинске, были особенно важными в его жизни. Здесь он знакомится с известным в то время скрипачом Чернюком, окончившим Варшавскую консерваторию.
Большое впечатление произвела на Жубанова вышедшая тогда книга А. В. Затаевича «1000 песен казахского народа». «Я узнал множество всевозможных легенд о песнях, собранных Затаевичем, и о человеке, который умел читать эти, похожие на мышиные следы, начертания звуков и загорелся желанием стать таким же специалистом в области музыки, как Затаевич. Чернюк горячо и искренне поддержал это мое стремление. Короче, мое заочное знакомство с А. В. Затаевичем через его сборник казахских песен на девяносто процентов решило направление моей дальнейшей судьбы», — вспоминал впоследствии композитор.
В 1938 году Ахмет становится учащимся музыкального техникума им. М. И. Глинки в Ленинграде, где занимается по классу скрипки у опытного педагога А. А. Этигона. Началось время интенсивной учёбы, но юноша не ограничивался только программой среднего учебного заведения, прилагая много усилий для того, чтобы поступить в консерваторию.
В стенах техникума Ахмет знакомится с сочинениями русских (Мясковского, Асафьева и других) и зарубежных классиков. Впоследствии талантливого музыканта зачисляют в Ленинградскую консерваторию по классу гобоя.
В 1932 году Жубанов становится аспирантом Академии искусствоведения в Ленинграде, а через год Наркомпросом Казахстана был отозван на работу в Алма-Ату. Вся его последующая творческая жизнь оказалась тесно связанной с зарождением, становлением и развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане. Организаторская и педагогическая деятельность Жубанова началась в 30-е годы, когда в республике открылось первое музыкальное учебное заведение — музыкально-драматический техникум. По инициативе Жубанова при нём был организован научный кабинет, а также экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Сюда для работы были приглашены Е. Брусиловский из Ленинграда, Л. Мухитов из Уральской области, М. Букейханов из Кызыл-Орды, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко и другие.
При техникуме Жубанов создал студенческий ансамбль домбристов, который на Первом Всеказахстанском слете народных талантов в 1934 году продемонстрировал свое искусство. Вскоре Президиум КазЦИК принял постановление о создании на основе ансамбля домбристов оркестра казахских национальных инструментов. Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, дирижером и художественным руководителем которого был назначен Ахмет Жубанов.
Важная сторона плодотворной деятельности Жубанова — его организаторская работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных сейчас музыкантов воспитанники Ахмета Жубанова. Это Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и другие.
Научно-исследовательскую, музыкально-общественную, педагогическую деятельность Жубанов успешно сочетал с активным творчеством, внося большой вклад в казахскую профессиональную музыку. Он автор многих произведений различных жанров, получивших признание народа. Среди них симфонические произведения и оперы, камерно-инструментальные и хоровые сочинения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Композиторской деятельностью Ахмет Жубанов занимается с 1938 года.
Молодой композитор не ограничивался переработкой казахских народных песен. Он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков. В 1943 году Казахский оркестр народных инструментов сыграл марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Музыкальный момент» Шуберта в инструментовке Жубанова. В дальнейшем были созданы оркестровка фрагментов оперы Чайковского «Пиковая дама», Римского-Корсакова «Царская невеста», «Прелюдии» и «Крымских эскизов» Спендиярова. Жубанов переложил также для оркестра инструментальные сочинения, песни и хоры Коваля, Покрасса, Чишко, Ревуцкого и других русских и украинских композиторов советского периода. Все это способствовало повышению и совершенствованию исполнительского мастерства музыкантов оркестра. Дальнейший рост этого коллектива, широкая пропаганда творчества композиторов-классиков неотделимы от деятельности и опыта Жубанова. Его традиции стали примером для последующих поколений композиторов и дирижеров.
Композиторская деятельность Жубанова в 1938-40 годах развивалась по двум направлениям — он занимался обработкой народных песен и кюев и писал свои произведения. В 1939 году он создает музыку к пьесе Г. М. Мусрепова «Козы-Корпеш — Баян-Сулу». Совместно с композитором М. Ф. Гнесиным работает над музыкой к фильму «Амангельды». Затем он сочиняет музыку к драматическим спектаклям М. Акынжанова «Исатай-Махамбет», М. О. Ауэзова «Абай». Одно из значительных творений этих лет — музыкальная пьеса «Сары» о жизни и творчестве народного композитора.
К написанию крупных музыкальных сочинений Жубанов пришёл уже с большим творческим багажом, почерпнув из сокровищницы народного наследия те произведения, которые, по его мнению, наиболее удачно звучали в оркестре, не теряя своих красок. Так музыка, написанная к трагедии «Абай» Мухтара Ауэзова, симфоническая поэма «Абай» явились подготовительным этапом к написанию оперы на эту тему. Опера «Абай», написанная Жубановым в творческом соавторстве с композитором Латыфом Хамиди в 1944 году, стала первой пробой пера в этом жанре. Опера «Абай», написанная к 100-летию со дня рождения Абая Кунанбаева и приуроченная к 10-летию со дня открытия Казахского театра оперы и балета, стала новым словом в казахской музыке.
Достаточно попытаться лишь представить себе всю творческую жизнь Ахмета Жубанова, как невольно охватывает удивление перед его колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Он написал сотни исследовательских работ, статей и художественных очерков, посвященных национальной музыкальной культуре. Такие произведения Жубанова, как «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами народной музыки. Труды Жубанова давно стали необходимым источником и для литературной работы. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.