Молодость Альберта Оэлена пришлась на период, когда в Германии доминировали неоэкспрессионисты. Он находился под впечатлением от "плохой живописи" Йорга Иммендорфа (Jorg Immendorf) и тем, как Георг Базелиц изображал фигуры на своих полотнах вверх ногами (объект оставался по-прежнему узнаваемым, но приобретал абстрактные качества). Ученик Зигмара Польке в Академии изобразительных искусств в Гамбурге, Оэлен, как Польке и Герхард Рихтер занимается живописью как процессом рационализации, а не самовыражения.
В 1976, ещё во время учёбы, Альберт Оэлен основал вместе с Вернером Бюттнером ассоциацию "Liga zur Bek?mpfung widerspr?chlichen Verhaltens", которая выражала свои художественные и политические взгляды при помощи смешных арнархических хеппенингов. Оэлен начал выставлять работы в 1978 на совместных выставках вместе со своим братом Маркусом.
Оэлен видел себя не только в качестве художника: в период между 1978 и 1984 он сделал большое количество музыкальных записей.
В 1980 братья Оэлены и Бюттнер создали "Samenbank f?r DDR-Fl?chtlinge" (банк спермы для беженцев из Германской Демократической Республики), а в 1981 основали "Kirche der Unterschiedlichkeit" (Церковь Отличий). В их хеппенингах, некоторые из которых были критическими, а некоторые - пугающе агрессивные, они провоцируют аудиторию и высказываются по политическим вопросам.
Уже ставший классиком нон-конформизма, Оэлен стал известен в начале 1980-х в эпоху расцвета "плохой живописи" наряду со своими современниками - Мартином Киппенбергером (Martin Kippenberger), Вернером Бюттнером (Werner B?ttner) и Георгом Герольдом (Georg Herold). В 1980-х Оэлен создал серию "Malerei ?ber Malerei" (живопись на живописи), в которой объединил абстрактные и фигуративные элементы. Альберт Оэлен принадлежал к поколению, настроенному критически по отношению к преобладающей идеологии того времени, в центре его художественной практики - радикальная оппозиция к иерархии и ценностям живописи.
В 1986 и 1987 Альберт Оэлен и Мартин Киппенбергер путешествовали по Германии с публичными выступлениями, в 1992 Оэлен основал студию в башне городской стены Сеговии, где начал работать над компьютерными изображениями.
Сам художник описывает свое творчество как "пост-беспредметную" живопись, концепция которой заключается в деконструкции абстрактного искусства. Оэлсен использует широкий спектр техник и стилей, объединяя абстрактные и фигуративные элементы. Его последние работы часто созданы при помощи компьютера, включают коллаж из фотографий и напечатанных элементов.
Во многих случаях первым шагом в создании картины служит коллаж на холсте, который выполняет роль основополагающей структуры. Начиная свою работу с фигуративных элементов, добавляя абстрактные формы по мере работы, Оэлен как бы повторяет историю искусства на пути от фигуративной живописи к абстракции. Для Оэлена не является необычным работать над одной картиной несколько лет. Приостанавливая работу над холстом на некоторое время, художник потом возвращается к нему с более "свежим взглядом".
Альберт Оэлен живёт и работает в Швейцарии и Испании.
Персональные выставки
2009 "Albert Oehlen," Museo di Capodimonte, Naples, Италия
2008 "Albert Oehlen," Galerie Nathalie Obadia, Париж
2008 "Albert Oehlen," Thomas Dane Gallery, Лондон
2008 "Albert Oehlen 2008," Galeria juana de aizpuru, Madrid.
2008 "Paintings 1988 – 2008," John Berggruen Gallery, Сан-Франциско
2006 "Albert Oehlen: Painter of Light." Luhring Augustine, Нью-Йорк
2006 "I Will Always Champion Good Painting," Whitechapel, Лондон
2006 "I Will Always Champion Bad Painting," Arnolfini, Bristol,
2006 "Albert Oehlen," Museum Dhondt-Dhaenens, Deurle
2004 Mus?e Cantonal des Beaux-Arts, Lausanne
2004 The Good Life Nolan / Eckman Gallery, New York