6 декабря 1958 года в российской столице родился Александр Балуев. Его отец, Николай Михайлович, был военным офицером и прочил сыну такое же будущее, но мальчику совершенно не нравилась армейская жизнь. Саша любил играть в хоккей и мечтал стать профессиональным спортсменом. Но особого таланта к этому делу у него не оказалось, и он решил учиться на экономиста. Отца эта неопределенность раздражала, и Саша часто слышал его нелестные высказывания о том, что из сына не выйдет толкового человека.
Мать Саши обожала театр, особенно балет и оперу, и сумела увлечь этим искусством сына, причем настолько, что к окончанию школы он твердо решил поступать в Щукинское училище. Пройти конкурс не удалось, но о другой профессии Александр не хотел и думать. Он сумел устроиться помощником осветителя на киностудию «Мосфильм» и проработал там целый год – до следующих вступительных экзаменов.
Вторая попытка поступления увенчалась успехом: в 1976 году Александр Балуев был зачислен на первый курс в Школу-студию МХАТа, в мастерскую Масальского и Тарханова. Через четыре года он получил диплом и несколько предложений работы. Поразмыслив, Александр выбрал Театр Советской Армии, на сцене которого проходили обязательную срочную службу многие актеры. Его дебютом на сцене стала роль Гая Гисборна в спектакле «Стрела Робин Гуда». В дальнейшем Балуев играл в спектаклях «Часы без стрелок», «Дама с камелиями», «Рядовые», «Деревья умирают стоя», «Святая святых», «Смерть Иоанна Грозного».
В 1981 году Балуев впервые появился на экранах, сыграв работника овощебазы в эпизоде фильма «Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов». Такие же эпизодические роли он получал и в следующие годы, а главного героя впервые сыграл в сюрреалистической драме Александра Кайдановского «Жена керосинщика» (1988 год) – точнее, сразу двух героев, братьев-близнецов Сергея и Павла Удальцовых. Александр считает, что именно Кайддановскому он обязан своим первым успехом и пониманием тонкостей работы в кино. В 1990 году фильм «Жена керосинщика» стал обладателем Гран-при международного фестиваля фантастического кино в номинации «странные фильмы».
Главные роли Балуев стал получать и в театре – в 1987 году он перешел в труппу театра имени Ермоловой. Однако через несколько лет Александр покинул и эту сцену, объяснив свой поступок нежеланием работать в одном конкретном театре. С тех пор театральные работы Балуева можно увидеть лишь в антрепризах, где он играет для собственного удовольствия.
После выхода фильма «Жена керосинщика» режиссеры обратили на Александра серьезное внимание. Уже в 1989-1990 годах вышло сразу четыре фильма с его участием – «Любовь с привилегиями», «Крейзи», «Час оборотня» и «Очищение». Но востребованность в кинематографе оказалась не единственной удачей Балуева. В 1992 году он работал в Крыму, на съемочной площадке картины «Ричард Львиное Сердце» и в Коктебеле познакомился со своей будущей женой – Марией, журналисткой из Польши. Этот «курортный роман» завершился свадьбой. В июле 2003 года в семье Балуевых родилась дочь Мария-Анна.
В 1995 году на экранах появилась драма «Мусульманин» режиссера Владимира Хотиненко, в которой Балуев сыграл Федора Иванова. Фильм удостоился неоднозначной реакции зрителей, бурного одобрения кинокритиков и нескольких призов и наград. Отметили и игру Александра Балуева – он получил премии «Кинотавр» и «Ника» как лучший актер второго плана.
И все же настоящее признание пришло к актеру после его работы в Голливуде. В 1997 году вышел боевик «Миротворец» (режиссер Мими Ледер), в котором Балуев сыграл российского генерала Кодорова. Успех фильму был обеспечен уже из-за исполнителей главных ролей – Николь Кидман и Джорджа Клуни. В следующем году Александра Балуева пригласили на роль русского космонавта Тульчинского в фантастическом фильме-катастрофе «Столкновение с бездной» (режиссер Мими Ледер). В этой картине партнерами Александра тоже были звезды – Элайджа Вуд, Роберт Дюваль, Ванесса Рэдгрейв.
Съемки в Америке заняли у актера около трех месяцев. Все остальное время в эти годы он работал в России. В 1997 году Балуев сыграл Капустина в драме Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста», а в 1998 – Герасима в картине «Му-му», снятой Юрием Грымовым. По словам Александра, роль немого дворника стала для него одной из самых важных. Высший уровень актерского мастерства для Балуева – умение передать свои эмоции зрителям, не сказав в фильме ни слова. Именно этот уровень Александр и показал в роли Герасима.
Но подобные роли доставались Балуеву редко. После голливудского успеха режиссеры начали снимать его в одном и том же амплуа военного – офицера, спецназовца, контрразведчика. В 2005 году Александр снялся в роли генерала Соболева в «Турецком гамбите» и сыграл штабс-капитана Костина в телесериале «Гибель империи». За роль в «Гибели империи» он получил премию ФСБ, после чего объявил, что надевал форму последний раз и вообще никогда не стремился играть подобные роли. Такое отношение режиссеров действительно можно счесть обидным – ведь актерский диапазон Балуева нвероятно широк. На его счету есть очень разные роли, в том числе даже комедийные. Работал актер и в фильмах, снятых по классике русской литературы: помимо роли Герасима он создал образ Свидригайлова в очередной экранизации «Преступлении и наказания» (2007 год, режиссер Дмитрий Светозаров). Однако всенародную зрительскую любовь Александр Николаевич обрел благодаря участию в «боевых» сериалах – «Спецназ», «Маросейка 12», «Олигарх», «Каменская», «Конец века». По счастью, обещания не сниматься в военных ролях Балуев не исполнил – иначе зрителям не довелось бы увидеть его блестящую игру в фильме «Кандагар» (роль Карпатова, командира самолета) и телесериале «Жуков» (роль маршала Жукова).
В реальной жизни Александр Балуев совершенно не соответствует образу хладнокровного плейбоя и крутого героя в форме. У него мягкий, добрый, эмоциональный характер, он однолюб и терпеть не может армейский уклад, его имя очень редко можно встретить в скандальных статьях и светской хронике. Александр Николаевич упорно отказывается от военных и бандитских ролей, которые ему неустанно предлагает Голливуд, но очень много снимается в России и в свои пятьдесят с лишним лет по-прежнему считается одним из секс-символов нашего кино.