Биография
- 1880, 26 марта (7 апреля) — родился в слободе Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
- 1896—1902 — учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
- 1902 — поступление против воли отца в Киевское Художественное Училище, разрыв с отцом
- 1905 — исключение из училища за участие в студенческой забастовке
- 1905—1907 — учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
- 1908 — возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
- 1908—1910 — увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
- 1911, 16 мая — окончание Киевского Художественного Училища
- 1911—1915 — путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
- 1913 — Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» — кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
- 1914 — написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
- 1915—1917 — переезд на Кавказ — преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
- 1917 — Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
- 1917—1918 — преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
- 1918, 9 июня — выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
- 1919—1920 — один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
- 1920—1922 — рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
- 1922—1930 — преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. — Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 — избрание профессором станковой живописи. C 1923 — обострение туберкулёза приобретенного в годы революций.
- 1930, 3 июня — умер в Киеве от туберкулеза. Похоронен на Лукъяновском кладбище.
Творчество
Александр Богомазов прошёл в своем творчестве несколько периодов. Самые знаменитые — кубофутуризм (1913—1917) и спектрализм (1920—1930).
В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.
Трактат «Живопись и Элементы»
Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913—1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:
- Взаимосвязи и роли Объекта, Художника, Картины и Зрителя в художественном произведении.
- Взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем — точек, линий, основных геометрических фигур, цветов, ритмов, итд.
«Искусство — бесконечный ритм, художник — его чувствительный резонатор», — говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год.
Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской.
Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre r?gional d’art contemporain Midi-Pyr?n?es, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements.
Выставки
- 1908 — Киев, участие в выставке «Звено»
- 1913 — Киев, участие в выставке группы «Кольцо»
- 1930 — Венеция, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
- 1931 — Цюрих, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
- 1966 — Киев, небольшая персональная выставка в Киевском Доме Литераторов.
- 1991 — Загреб, в составе выставки Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia 16.12.1990 — 24.02.1991
- 1991 — Тулуза, Centre r?gional d’art contemporain Midi-Pyr?n?es, Toulouse
- 1992 — Киев, выставка (задуманная к 100-летию со дня рождения) в Музее Украинского Искусства
- 2008 — Санкт-Петербург, Русский музей
Работы
-
Трамвай. 1914. Холст, масло. Прим. 150х80 см. Частная коллекция
-
Пожар в Киеве. 1916. Бумага, уголь. 27х32 см. Национальный художественный музей Украины (НХМУ), Киев
-
Правка пил. 1927. Холст, масло
-
Портрет дочери. 1928. Холст, масло
Память
После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов — Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.