Александр Бушков родился в Минусинске 5 апреля 1956 года. Имеет в роду польские корни (утверждает, что имеет отношение к литвинам). Учёба в школе ему давалась трудно — в одном из интервью он признался, что был двоечником и хулиганом. В 1972 году семья Бушкова переехала в Абакан (Хакасская автономная область). После окончания средней школы от дальнейшего образования отказался. Писать начал в возрасте 20 лет. Первая повесть Александра Бушкова была опубликована в 1981 году, первая книга — в 1986. В это же время Бушков переехал в Красноярск. До начала писательской карьеры работал почтальоном по доставке телеграмм, грузчиком, страховым агентом, рабочим геофизической экспедиции, работником театра.
Несмотря на отсутствие высшего образования, Александр Бушков занимался самообразованием и прочёл большое количество книг. Его личная библиотека якобы настолько многочисленна, что впоследствии ему пришлось достроить второй этаж у своего загородного дома. До гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя Александр Бушков совмещал писательскую деятельность с работой в качестве советника губернатора. Александр Бушков женат.
Первая повесть Александра Бушкова («Варяги без приглашения») была напечатана в 1981 году в журнале «Литературная учёба», а в 1986 году в Красноярском книжном издательстве вышла первая книга — «Стоять в огне», куда вошли 3 повести и 5 рассказов в жанре фантастики.
В годы перестройки Бушков выступал как публицист правого толка. Его перу принадлежит несколько переводов рассказов польских фантастов в сборнике «Истребитель ведьм», рассказов Роберта Говарда («Крылья в ночи», «Пламень Ашшурбанипала»). Хотя писать Александр Бушков начал ещё в конце 1970-х, известность он получил только в середине 1990-х, после выхода дилогии о Станиславе Свароге — «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова». Цикл книг о Свароге выходит до сих пор и, как говорит сам Александр Бушков, заканчивать в обозримом будущем выпуск полюбившейся читателям серии он не будет.
К началу 2000-х автор достиг пика своей популярности. Кульминацией достижений Бушкова стало подписание договора с московскими продюсерами о правах на экранизацию, возможно, самого популярного произведения автора — боевика «Пиранья». По словам самого Бушкова, он не принимал участия в работе над киносценарием.
Бушков работает во многих жанрах: фэнтези, боевик, детектив, научная фантастика, альтернативная история, ужасы, детективная фантастика, историко-публицистическое исследование. Сам он утверждает, что написание книг воспринимает как работу, следовательно, не имеет права не писать или сделать для себя длительный творческий отдых. Он считает, что писатель должен творить независимо ни от чего, руководствуясь известным изречением «Ни дня без строчки!». А. Бушков признается, что пишет практически без перерывов и только так может держать себя в творческом тонусе. На вопрос «Пьёте ли Вы?» А. Бушков ответил, что месяц работает на износ, потом выпивает ведро водки, сутки приходит в себя и продолжает писать дальше. На вопрос «Как можно сохранить литературную ценность произведения при столь ударных темпах написания?» А. Бушков ответил, что Александр Дюма-отец написал за свою жизнь 300 книг. Из них известными стали четыре-пять.
Большинство героев романов, в особенности герои Шантарского цикла повестей или романов А. Бушкова — люди сильные, наделенные мощнейшей волей и ментальностью. Они постоянно попадают в различные проблемные ситуации критического характера, находясь на грани между жизнью и смертью, но благодаря исключительной вере в себя, собственную силу духа им удается пройти все испытания судьбы и победить врагов.
Его[кого?] мнение достаточно своеобразно: если автор действительно талантливый, то к тому времени, когда сам А. Бушков закончит свою литературную деятельность, произведения этого автора еще будут известны и тогда он их прочтет.
Цикл произведений А. Бушкова под названием «Россия, которой не было» посвящён ревизии принятых в исторической науке концепций; к достижениям профессиональных историков он относится последовательно скептически и предлагает свою трактовку исторических событий (в ранних работах ряд его выводов соприкасается с выводами Анатолия Фоменко: тезис о тождестве Руси и Орды, русских князей и татарских ханов; в более поздних работах он от них отказался, и подвергает критике концепцию самого А. Т. Фоменко). Публицистические исследования Бушкова зачастую являются всего лишь популяризацией идей других авторов.
От имени Бушкова издаётся также серия «Александр Бушков. Загадки истории», в которой печатаются авторы, излагающие «нетрадиционный» взгляд на исторические события.
Бушков критикует «интеллигенцию», считая что именно от этой категории людей на протяжении XIX—XX веков исходили наибольшие беды для России. Ему принадлежат слова: «Когда мы в России будем жить хорошо? Когда вся интеллигенция вымрет, пить начнем по графику, а всё остальное время работать как следует, а не как захочется».
А. Бушков крайне отрицательно относится к деятельности Петра I, считая его самым деструктивным правителем России из династии Романовых, наряду с Николаем II (которого он называет «ублюдком»). Петр I, по его мнению, настолько ослабил Россию, что та проиграла Крымскую войну. А. Бушков симпатизирует Путину, что прослеживается как в книге «Дом с привидениями. Хроника мутного времени», посвященной неоднозначным событиям 1991—2000 годов, так и в последней работе автора под названием «Владимир Путин. Полковник, ставший капитаном». В ней писатель сравнивает Путина с «антикризисным менеджером», а также с кардиналом Ришелье. В одном из интервью Бушков назвал Путина «отличным антикризисным управляющим».
Книга Бушкова «Планета призраков» — попытка такого же опровержения академических теорий и в биологии, где он обрушивается с критикой на дарвинизм, обвиняя учёных-эволюционистов в сговоре, подтасовке фактов, а также ставит под сомнение их психическую нормальность. Бушков крайне отрицательно относится к академику Н. И. Вавилову, противопоставляя ему академика Т. Д. Лысенко.
Исторические сочинения Бушкова подвергались ответной критике профессиональных историков. Так, Глеб Елисеев в статье «Историк России, которого не было» отмечает вульгаризацию взглядов оппонентов (точка зрения, подаваемая Бушковым как «официальная», на самом деле в науке не принята или является устаревшей), подмену аргументации вымышленными примерами, игнорирование исторических источников, противоречащих его концепции, далеко идущие отождествления (например, Рима с Китаем), построенные на поверхностной аналогии.
Историк Дмитрий Володихин причисляет исторические книги Бушкова к жанру фолк-хистори.
В области биологии Бушкова обвиняют в дилетантизме, замене анализа фактов «здравым смыслом» и «логикой». Отмечается, что критика Бушкова посвящена, в основном, устаревшим данным и находкам, сделанным до середины ХХ-го века. Также, с точки зрения современной биологии, Бушков приводит достаточно нелепые утверждения, например, считает, что одновременное существование нескольких видов людей опровергает эволюцию человека. Дело, однако в том, что Homo Sapiens просто вытеснил другие виды.
Отдельной критике у Володихина подвергается также манера повествования Бушкова:
Главный герой романа — майор ВДВ Станислав Сварог, проходящий службу в Монголии. По ошибке был перенесён в параллельный мир на планету Талар (планировалось перенести отца Сварога), где становится (вместо отца) графом, одним из членов аристократии — ларов, проживающих на летающих островах, обладающих контролем над энергией апейрона, что даёт им магические способности. На Таларе есть один большой континент — Харум и разбросанные по океану острова. Кроме Талара власть ларов простирается ещё на три планеты. Сварог попадает в различные приключения: выбирается из зачарованной страны Хелльстада, закрывает врата в мир, откуда прибывают Глаза Сатаны, становится королём большей части государств Харума, борется с цивилизацией лилипутов, находящихся на уровне развития земной сверхдержавы, предотвращает угрозу приближения Багряной Звезды. В какой-то момент помимо своей воли попадает в мир Димереи, где возглавляет исход целого народа с гибнущего континента в плавание по опасным водам до нового континента, находит лазейку в мир Гаранд, где идёт война между технократией и магами. Через все произведения о Свароге красной нитью проходит тема его борьбы с Князем Тьмы.
В этой книге молодой Д’Артаньян, описанный у Дюма, вместо того, чтобы поссориться с Рошфором и миледи Винтер, вступает в конфронтацию с мушкетёрами и оказывается на стороне гвардейцев кардинала. В результате история Д’Артаньяна «выворачивается наизнанку»: он получает отказ в помощи от де Тревиля, но становится другом графа Рошфора и кандидатом на вступление в гвардию кардинала Ришельё, вдобавок влюбляется без памяти в леди Винтер, оказавшуюся прекрасной, вполне добродетельной молодой женщиной. Ввязавшись в противостояние подчинённых Ришельё и королевских мушкетёров, Д’Артаньян участвует в срыве заговора герцога Анжуйского и королевы против Ришельё и короля. Как ни странно, финал истории оказывается очень похож на классический: Д’Артаньян теряет любимую женщину, отравленную интриганкой Констанцией Бонасьё, а также получает чин лейтенанта. Роман в чём-то более историчен, чем «Три мушкетёра» Дюма, однако содержит множество явных анахронизмов и исторических ляпов. Так, например, заговорщики намереваются возвести на трон Франции Анну Австрийскую, хотя, как известно, женщины не могли ни занимать французский престол, ни передавать его по так называемому салическому закону. В действии появляются весьма значительные исторические персонажи, так, например, Д’Артаньян ухитряется встретиться с Иосифом Скалигером и Вильямом Шекспиром (последнему он даже подсказывает одну из «шекспировских» фраз: «Весь мир театр, и люди в нём — комедианты»), хотя на самом деле оба персонажа умерли задолго до 1625 года (условная дата действия романа).