29 мая 1953 года в городе Тобольск Тюменской области родился мальчик Саша – третий сын в семье Гавриила Даниловича и Людмилы Александровны Абдуловых. Отец Саши был художественным руководителем и создателем Ферганского драматического театра, а мать работала там же гримером. Естественно, что мальчику с детства внушили особенное отношение к сцене: отец считал театр Храмом, а мнение отца для Саши всегда стояло выше всех остальных.
Актерскую карьеру Саша Абдулов начал еще в пять лет, выйдя на сцену отцовского театра в постановке «Кремлевские куранты», но в детстве и юности он актером себя не видел – гораздо больше увлекался спортом и музыкой. Фехтованием занимался профессионально и получил звание мастера спорта, а музыка стала для Саши не только увлечением, но и любовью. Достаток в семье был вовсе не высок, а потому мальчик сам мастерил гитары. Его кумирами навсегда остались «Beatles», и школьные друзья порой называли его «пятым битлом». А вот учился Саша не слишком охотно, но зато оказывался на первых ролях в любом происшествии – от разбитого окна до драки. Однажды старший брат даже выстриг ему волосы, чтобы «активист» сидел дома и делал уроки.
После школы Саша попытался поступить в Щепкинское театральное училище – больше по настоянию отца, чем по желанию. Попытка не удалась, и он стал учиться в педагогическом вузе, чтобы не идти в армию, а одновременно устроился в театр рабочим сцены. Через год Александр уехал в Москву и стал студентом ГИТИСа, попав на курс Раевского.
В Москве, как и многим иногородним студентам, приехавшим завоевать столицу, Абдулову пришлось нелегко. Он много лет прожил в общежитии, разгружал по ночам вагоны ради заработка и постоянно снимался в массовках, потому что считал, что просто ждать чуда никто не имеет права, даже имея талант. Однако талант у Александра Абдулова был несомненный – и первым оценил его режиссер Марк Захаров. В 1975 году, заметив Абдулова в дипломном спектакле, Захаров пригласил его на роль Плужникова в спектакле «В списках не значился» Театра имени Ленинского комсомола. За эту роль молодой актер получил премию «Театральная весна». С тех самых пор и до последних дней жизни Александр Абдулов неразрывно был связан с театром Ленкома.
Внешнее обаяние, самоирония и незаурядность артистического дара позволили Абдулову стать едва ли не «визитной карточкой» театра Ленкома. Среди наиболее известных его работ на сцене – Фернандо Лопес в знаменитом спектакле Ленкома «Юнона и Авось», Хоакин в «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты», Никита в «Жестоких играх», Менахем Мендель в «Поминальной молитве». Но актер считал самой значительной театральной работой роль Алексея Ивановича в постановке Захарова «Варвар и еретик» по роману «Игрок» Достоевского. За этот спектакль Абдулов получил премию Фонда Станиславского и стал лауреатом «Хрустальной Турандот», независимой театральной премии.
Еще во время студенчества начался роман одной из самых красивых пар отечественного кинематографа – Александра Абдулова и Ирины Алферовой. По легенде, Ирина дала согласие на брак, после того как Александр пронес ее через парк на руках. Правда, на момент свадьбы Алферова была беременна от болгарина Бойко Гюрова. Дочь Ксению она родила в 1974 году, и Александр усыновил девочку, став ей настоящим отцом.
Первый настоящий дебют Абдулова в кино состоялся в 1973 году, когда он сыграл десантника Козлова в картине «Про Витю, Машу и морскую пехоту» (режиссер Михаил Пташук). Роль была небольшая, но запомнилась зрителям. Карьера Александра в кинематографе пошла в гору во второй половине семидесятых. Он сыграл в целом ряде знаменитых фильмов – Рогова в «Пропавшей экспедиции» (1975 год), инженера Щукина в «Двенадцати стульях» (1976 год), бандита в «Место встречи изменить нельзя» (1979 год). Но широкую известность Александр получил после выхода в 1978 году фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Роль Медведя в этой незабываемой сказке на долгие годы определила для Абдулова и его своеобразный актерский почерк, и амплуа романтического героя. Следующим успехом стала роль Мити в мелодраме 1979 года «С любимыми не расставайтесь» (режиссер Павел Арсенов). В этом фильме Александр снялся вместе с женой, Ириной Алферовой. Еще один из полюбившихся зрителям образов Абдулова – Иван Пухов в сказке «Чародеи» (1982 год), снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». От самой повести в фильме не осталось практически ничего, но смотрели «Чародеев» с большим удовольствием – в первую очередь, пожалуй, благодаря блестящему актерскому составу.
Немалой частью популярности Александр Абдулов обязан своим работам в фильмах Марка Захарова, ставших очень значимыми в советском кино. Адвокат Рампкопф в картине 1979 года «Тот самый Мюнхгаузен», доктор Симпсон в фильме 1983 года «Дом, который построил Свифт», рыцарь Ланселот в философской сказке 1988 года «Убить дракона» – все эти роли принесли актеру не только уважение критиков и любовь публики, но и славу «секс-символа страны». Незабываем и его Жакоб, слуга Калиостро в великолепной комедии «Формула любви» (1984 год). Кстати, практически всегда Александр Гаврилович обходился без дублеров, лично выполняя все необходимые трюки, и даже получил на кинофестивале приз «Лучшему каскадеру» за трюк из картины «Убить дракона».
Незаурядный талант позволил Абдулову не ограничиться романтическими образами и играть очень разноплановые роли. Интересно, что практически никогда он не пользовался гримом, меняя лишь костюмы. Последующие работы Александра Гавриловича не менее успешны, чем образы, созданные им в молодые годы. Он снимался в комедиях, детективах, приключенческих и исторических фильмах. В 1991 году Абдулов снялся у режиссера Виктора Сергеева, и фильм «Гений» оказался в числе наиболее интересных картин того времени, а аферист Ненашев стал одним из самых обаятельных персонажей нашего кино. К сожалению, «Шизофрения», фильм Сергеева 1997 года, сценарий к которому написал сам Абдулов, не получил такого успеха.
В начале девяностых актерская популярность едва не лишила Абдулова зрения. В это время слава его была уже весьма громкой, и у служебного входа в театр «секс-символ» постоянно караулили фанатки. Одна из них и плеснула в лицо актеру соляной кислотой, сопроводив действие словами, что он не достанется никому. К счастью, Александр успел увернуться…
В 1993 году произошли серьезные перемены в личной жизни Александра Гавриловича. Семья Абдулова и Алферовой, считавшаяся образцовой, распалась. Разумеется, развод этой замечательной пары мгновенно оброс слухами и сплетнями – в основном, об изменах Абдулова, по мнению многих, неисправимого донжуана. После развода Ирина Алферова решила вернуться к Бойко Гюрову, но Болгария так и осталась для нее чужой страной – через два года актриса вернулась на родину и снова вышла замуж. Устроил свою жизнь и Александр Гаврилович – его второй женой стала Галина Лобанова, театральный менеджер и бывшая балерина. Правда, свои отношения они не узаконили – Абдулов объяснял этот факт тем, что связан узами церковного брака, ведь в свое время они с Алферовой обвенчались. Гражданский брак с Галиной продолжался около восьми лет, и это были счастливые годы, проведенные в загородном доме Абдулова, строить который помогали многочисленные друзья Александра Гавриловича. А потом отношения, как сказал сам актер, «исчерпали себя».
Жизнерадостный и деятельный, Александр Абдулов обладал и большими организаторскими способностями. Он участвовал в возрождении Московского кинофестиваля и несколько лет возглавлял его. Именно им организована была в 1993 году Театральная антреприза, большая часть доходов которой идет на благотворительные цели. Большим успехом пользовались среди творческой интеллигенции и предпринимателей благотворительные вечера, созданные Абдуловым и названные «На задворках», – средства, полученные от них, отправляли в детские дома и неимущим.
Александр Абдулов попробовал себя в творчестве и как режиссер, сняв в 1990 году наполовину документальную ленту «Задворки-3, или Храм должен остаться храмом», а десять лет спустя – игровое кино «Бременские музыканты и К’о», один из наиболее дорогих проектов российского кинематографа. Съемки этого фильма проходили не только в России, но и в Азербайджане, ЮАР, Египте, а использованы в них были самые новые технологии. Сам Абдулов считал «Бременских музыкантов» не просто известной сказкой, но повествованием о бродячих артистах, в котором отражена и судьба создателя фильма. Интересно, что эта картина снята не на бюджетные деньги – Александр Гаврилович утверждал, что не сумел бы справиться со съемками без помощи своих друзей, в том числе, и финансовой. Актерский состав фильма – целое созвездие прекрасных актеров, а финал Абдулов сделал в качестве своеобразной дани группе «Beatls».
В последнее десятилетие своей жизни Александр Гаврилович снялся во множестве фильмов, и далеко не все его роли можно назвать масштабными и выдающимися. Но даже в не слишком удачных фильмах он всегда был профессионален, и не зря режиссеры и продюсеры уверяли, что мастерство и обаяние этого актера способны любое кино сделать запоминающимся. Самые заметные работы Абдулова в эти годы – академик Каштанов в фильме «Тихие омуты» (режиссер Эльдар Рязанов», писатель Жаровский в «Желтом карлике» (режиссер Дмитрий Астрахан», Григорий Смирнов в картине «О любви» и Стива Облонский в «Анне Карениной» (режиссер Сергей Соловьев). Огромный резонанс вызвал фильм «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, где Александр Гаврилович сыграл слугу Воланда – великолепного и неотразимого Коровьева. После его игры трудно представить себе этот персонаж с другим лицом.
В начале нового века у Александра Абдулова начался его последний роман – с Юлией Мешиной, и в марте 2007 года у них родилась дочь Женечка. Но воспитывать ее счастливому отцу не довелось. Как и всегда, Александр Гаврилович напряженно работал – играл на сцене, снимался в нескольких фильмах, в середине лета начал съемки картины «Гиперболоид инженера Гарина». А в августе вдруг слег в больницу с обострившейся язвой желудка. После операции Абдулов уехал в Израиль, где врачи обнаружили у него рак легких.
Актер последний раз появился на публике в декабре, чтобы получить орден из рук президента – «За заслуги перед Отечеством». Он планировал вернуться в театр после новогодних каникул, но на сцене его больше не увидели. Александр Гаврилович Абдулов умер 3 января 2008 года, в возрасте пятидесяти четырех лет. Его похоронили после гражданской панихиды на Ваганьковском кладбище.
В мае следующего года на могиле поставили памятник, фотография на котором взята с кинопроб для фильма «Убить дракона».