Популярные
На фото Александр Горский

Александр Горский

российский балетмейстер, Заслуженный артист Императорских театров
Категория:
Дата рождения:
1871-08-06
Дата смерти:
1924-10-20
Биография

Биография

Александр Горский родился в Петербурге.

Горский вошел в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.

Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь обшей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.

В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Иванова.

По окончании Петербургского Императорского театрального училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа),
в 1889 — 1900 поступил на службу в Мариинский театр.

Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара:

  • Принц Дезире в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа, на музыку Чайковского
  • Сарацинский танец в балете «Раймонда», на музыку Александра Глазунова
  • Китайский танец в балете «Щелкунчик», на музыку Чайковского
  • Арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса», на музыку Александра Глазунова.

Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка — балет «Клоринда — царица горных фей» состоялась в 1889 году, Михайловском театре, это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища.

В том же году Горский был командирован в московский Большой театр для постановки там балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа.
С 1901 года Александр Алексеевич стал режиссером балета, а с 1902 по 1924 — балетмейстером Большого театра.

Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.

Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов:

  • «Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов)
  • «Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов)
  • «Конёк-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов)

В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.

Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:
«Дочь Гудулы», на музыку А. Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа;
«Саламбо», на музыку А. Ф. Арендса (1910);
«Любовь быстра!», на музыку Э.Грига (1913)
В 1916 году осуществил опыт постановки балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова

В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа.
Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В свое время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.

Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина.
Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями (В. А. Каралли, С. В. Федорова, А. М. Мессерер).

«Впервые увидев балет, Асаф понял, что его призвание. Вместе с сестрой Рахиль они пошли в школу Большого театра. Там Асафу ответили, что в его возрасте пора заканчивать, а не начинать обучение балету… После революции множество танцовщиков уехало за границу, и выдающийся хореограф Александр Горский пришел в студию для поиска талантов в свой экспериментальный класс… У Асафа была хорошая координация движений и все данные к балету, которые были необходимы по тем временам: пропорционально сложенная фигура, благородство позы, стопа с красивым подъёмом.»

— Суламифь Мессерер

Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.

Балеты Горского

  • Балеты в редакции Горского и по сей день очень популярны, они идут во многих театрах мира.

Премьера первого балета Горского в Москве — «Дон Кихот», сразу же разделила критиков, зрителей и труппу на два лагеря. Вокруг спектакля развернулись ожесточенные споры, так как это было не возобновление старой постановки, а новая редакция балета. Поддерживали Горского молодежь труппы во главе с Л. А. Роедавлевой и М. М. Мордкиным и молодые художники-станковисты, из частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова, Константин Коровин и Александр Головин, которые создали новые декорации и костюмы к спектаклю. Используя режиссерские принципы Художественного театра и достижения балетмейстера Льва Иванова, Горский изменил общепринятые каноны классического танца, обогатив его элементами народных танцев, что вносило особую ясность в передачу содержания, и спектакль становился необычайно ярким.
Было изменено и либретто балета, оно стало больше приближено к произведению Сервантеса. Очень важно то" что Горский изменил стиль работы с труппой.
Михаил Мордкин, (Базиль и Эспада в «Дон Кихоте»):
«До того как начать работу над спектаклем, он провел беседу с артистами, и когда началась работа на сцене, то каждый участник спектакля, даже статисты, знали свое место, свою роль и свое отношение ко всему происходящему».

  • «Лебединое озеро»

В том спектакле первый акт шёл с поставленной хореографией Горского. Но балетмейстер сохранил все лучшее, что было в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. В целом он усилил действенность спектакля, и премьера прошла успешно.

  • В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой своего первого самостоятельного балета «Дочь Гудулы», по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Эта тема в балете не была новой. Уже существовал балет «Эсмеральда», поставленный Жюлем Перро. Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нем был сделан на массовых сценах.
  • «Дочь Гудулы»
  • В балетах «Конек-Горбунок» на музыку Пуни и «Вальс-фантазия» на музыку М. И. Глинки, поставленных Горским, (в нем не было какого-либо сильного сюжета), балетмейстер стремился средствами хореографии выразить содержание музыки.

Горский провел большую подготовительную работу. Вместе с художником Коровиным он съездил в Париж, чтобы изучить место действия балета: разработал заранее режиссерский план спектакля. Только после этого он приступил к репетициям.

  • 24 ноября 1902 года в Большом театре состоялась премьера спектакля, музыку к которому написал Антон Симон.

Спектакль вызвал резкое осуждение со стороны знатоков балета, которые считали, что в нем мало танцев, хотя это было совершенно неверно: и танцев было достаточно, особенно в третьем акте, и поставлены они были мастерски. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в области создания хореографической драмы, в которой все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев.

  • Художниками спектакля стали Константин Коровин и Александр Головин, Дирижёр — А. Ф. Арендса
  • Квазимодо — Н. П. Домашёв
  • Гудула — М. А. Другашева.
  • Эсмеральда — Э. Гримальди (затем С. В. Фёдорова)
  • Феб — М. М. Мордкин
  • Гренгуар — К. А. Бек
  • Клод Фролло — В. Ф. Гельцер
  • 25 февраля 1905 года Горский поставил балет «Коппелия», на музыку Делиба.
  • «Баядерка»
  • «Дон Кихот»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Дочь фараона»
  • «Раймонда»
  • «Тщетная предосторожность»
  • «Конек-Горбунок»
  • «Волшебное зеркало»
  • «Коппелия»
  • «Раймонда»
  • «Этюды» — дивертисмент на музыку Грига, Шопена и Рубинштейна
  • «Нур и Анитра»
  • В 1910 году состоялась премьера нового оригинального балета А. Горского «Саламбо», по одноименному роману Г. Флобера на музыку А. Арендса. Его характеризуют необыкновенно красочные танцевальные сцены, такие, как сон Саламбо, танец жриц, оживление богов, танцы богини Танаит, а также Танаит и Молоха. Это одна из лучших постановок Горского.
  • «Александр Алексеевич Горский» / Ю.А. Бахрушин. — Москва: "Искусство", 1946. — 51 с., 1 л. портр. :ил. с. — Х4/Б944 экз.
  • «Танец. Мысль. Время» / Асаф Мессерер. — Москва: "Искусство", 1979.
  • «История русского балета» / Ю.А. Бахрушин. — Москва: "Планета Музыки" 4-е изд ISBN 978-5-8114-0873-3, 2009. — 336 с. — 52000 экз.
Поделиться: