Популярные
На фото Александр Иванович Введенский

Александр Иванович Введенский

русский философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства
Дата рождения:
1856-03-31
Дата смерти:
1925-03-07
Биография

Этапы биографии

А. И. Введенский окончил тамбовскую гимназию и поступил в 1876 году на физико-математический факультет Московского университета, откуда в 1877 году он перешёл в Петербургский университет. В Петербурге Введенский сначала учился на математическом, а через год перешёл на историко-филологический факультет. Здесь он учился у таких преподавателей как М. И. Владиславлев (философия) и К. Н. Бестужев-Рюмин (история). В 1888 году Введенский защитил диссертацию на степень магистра философии на тему «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» В 1890 году он возглавил кафедру философии в Санкт-Петербургском университете.

Александр Иванович с 1890 года до конца жизни был профессором Петербургского университета. Среди его учеников были И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, Л.П.Карсавин, С.Аскольдов, Б. Яковенко, П. Струве, Г. Гурвич, М. Бахтин, С.Л. Франк и многие другие. Он состоял также профессором ряда других учебных заведений: военно-юридической академии, историко-филологического института (с 1890 года), женского педагогического института и высших женских курсов Раева. Введенский долго читал философию на так называемых Бестужевских высших курсах.

С 1899 года Введенский был председателем Санкт-Петербургского философского общества, которое при его содействии было образовано в 1897 году и просуществовало до 1917 года.

Научная деятельность

В своих сочинениях «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) Введенский ставил вопрос о выведении за пределы психологии учения о душе и о сущности психического.

По Введенскому, всякая душевная жизнь подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Нравственное чувство, в свою очередь, связано с нравственным долгом, постулирующим принцип свободы воли, бессмертие души, существование Бога.

Введенский скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука.

Логическое учение Введенского связано с его гносеологией. По Введенскому функция логики состоит в проверке истинности познания, а не в отыскании нового.

В 20-х годах Введенский, активно участвуя в философских спорах, выступал против материализма и марксизма.

Сочинения

  • Введенский А. И. Учение Лейбница о материи // Журнал Министерства народного просвещения. — 1886. — № 1.
  • Введенский А. И. Критико-философский анализ массы и связь высших законов материи в законе пропорциональности // Журнал Министерства народного просвещения. — 1889. — № 3.
  • Введенский А. И. К вопросу о строении материи // Журнал Министерства народного просвещения. — 1890. — № 7 и 8.
  • Введенский А. И. Атомизм и энергетизм // Северный Вестник — 1896. — № 9 (По поводу речи В.Оствальда «Несостоятельность научного материализма»).
  • Введенский А. И. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. — 1898. — Кн. 2 (42).
  • Введенский А. И. Спор о свободе воли перед судом критической философии // Журнал Министерства народного просвещения. — 1901. — Ч. 337, октябрь.
  • Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. — Пг., 1914.
  • Введенский А.А. Статьи по философии. — СПб., 1996.
Поделиться: