Популярные

Александр Лазаревич Локшин

советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР
Дата рождения:
1920-09-19
Дата смерти:
1987-06-11
Биография

Биография

Будущий композитор родился в семье счетовода Лазаря Захаровича Локшина и акушерки Марии Борисовны Короткиной. В возрасте 6 лет начал брать уроки игры на фортепиано. В 1930 году семья Локшиных переехала в Новосибирск. В Новосибирске Александр был принят в 12-ю образцовую школу, где учились особо одаренные дети, а также дети городского партийного начальства. Параллельно с общеобразовательной школой, А. Л. учился также и в музыкальной, у известного пианиста Алексея Федоровича Штейна, бывшего профессора петербургской консерватории, высланного в Сибирь после революции.

В 1936 году приехал в Москву для поступления в Московскую государственную консерваторию. Сначала был принят в музыкальное училище при консерватории на 2-й курс, а спустя полтора года был уже переведен в консерваторию — и тоже на 2-й курс. В консерватории Локшин занимался в классе Николая Яковлевича Мясковского.

В 1939 году Александр Локшин написал вокально-симфоническую поэму «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера. Продирижировал этим сочинением Николай Аносов. За поэму Локшина лишили диплома и не допустили к сдаче экзаменов. Лишь в 1944 году Локшину позволили сдать экзамены и получить диплом (с отличием). Благо, еще до войны Николай Яковлевич Мясковский на свой страх и риск выдал ему справку с консерваторской печатью, весьма положительно характеризующую Александра Локшина. А в 1941 году Локшин, еще не имея диплома, был принят в Союз композиторов.

С 1941 записался добровольцем в ополчение вместе с большинством консерваторских студентов, однако уже через неделю был комиссован в связи с открывшейся язвой желудка. В течение некоторого времени А. Л. дежурил на крыше Московской консерватории по ночам, затем уехал к родителям в Новосибирск, где обнаружил свою семью в тяжелом положении (у сестры обнаружился туберкулез, а отец лежал в больнице, где и умер в 1943 году). Александр Лазаревич устроился на работу, а по ночам писал свою новую вокально-симфоническую поэму «Жди меня» на слова Симонова.

В 1943 году в Новосибирск приехал прославленный Ленинградский филармонический оркестр, главным дирижером которого был Евгений Мравинский. Под его управлением поэма Локшина была исполнена впервые в Новосибирске. Сочинение молодого композитора очень высоко оценил Соллертинский, благодаря чему, — а так же ходатайству Николая Мясковского, — у Локшина появилась возможность вернуться в Москву. В Москве новая поэма была исполнена под управлением все того же Аносова. «Жди меня» стала дипломной работой композитора.

С 1945 г. преподавал в Консерватории инструментовку, чтение партитур, музыкальную литературу. В июне 1948 г., в ходе кампании по «борьбе с космополитизмом» (а также за пропаганду среди студен-тов «идейно чуждой» музыки Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича), А. Л. был из Консерватории уволен. Известие о готовящемся увольнении застало его при выходе из больницы им. Склифосовского, где ему была сделана резекция желудка. Безработного композитора Мариа Вениаминовна Юдина (считавшая Локшина гениальным) пыталась устроить в Гнесинский институт, где преподавала сама, но из этого ничего не получилось (как до этого ничего не вышло из попыток Мясковского).

С начала 50-х годов занимался исключительно сочинением музыки.

Сочинения

К своему стилю композитор пришёл в конце 50-х, написав первую симфонию «Реквием», о которой Шостакович сказал: «гениальная музыка». В своих автобиографических заметках композитор пишет:


Сочинения Локшина исполняли и пропагандировали дирижёры Рудольф Баршай и Геннадий Рождественский. Последний отказался исполнять музыку Локшина, узнав про дело о доносе. До этого момента он провёл премьеры в Лондоне (3-я симфония (1966); хор и оркестр Би-Би-Си, 1979) и в Москве (11-я симфония (1976); солистка — Людмила Соколенко, ансамбль солистов Гос. симфонического оркестра, 1980).

Рудольф Баршай исполнял музыку Локшина до самого последнего времени, продолжая пропагандировать музыку и в России, и в Европе. Баршай провел премьеры семи крупных симфонических сочинений Александра Лазаревича. Со смертью Баршая музыка Локшина потеряла своего главного интерпретатора. Сочинения Локшина исполняли другие дирижёры и при жизни Рудольфа Борисовича, а сейчас — и после смерти. Но Рудольфа Борисовича Баршая можно назвать аутентичным интерпретатором, чьё искусство и авторитет преодолевали как музыкальные сложности, так и социальные. Баршай написал предисловие к тому материалов о жизни и творчестве Локшина, подготовленному музыковедом Мариной Лобановой (Берлин, 2002).

Премьеры трех сочинений провёл и Арвид Янсонс.

Кроме Москвы, Ленинграда и Лондона ещё при жизни композитора музыка исполнялась в Нью-Йорке, Амстердаме и Штутгарте.

Список сочинений

  • 1939 — Симфоническая поэма «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера для сопрано и большого симфонического оркестра. Рукопись.
  • 1942 — Симфоническая поэма "Жди меня для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Константина Симонова. Исп. 1943 — Новосибирск. дир. Е.Мравинский, солистка Е.Вербицкая; 1944 — Москва, дир. Н.Аносов. Рукопись. Длительность 12 мин.
  • 1952 — «Венгерская фантазия» для скрипки и большого симфонического оркестра. Исп. 1952 — Москва, дир. К.Зандерлинг, солист Ю.Ситковецкий. Изд. «Музыка», 1958. Длительность 15 мин.
  • 1953 — Вариации для фортепиано. Исп. 1956 — Москва, М.Гринберг. Изд. «Музыка», 1956. Длительность 24 мин.
  • 1955 — Квинтет для кларнета и струнного квартета. Исп. 1960 — Москва, И.Мозговенко (кларнет), квартет им. Комитаса. Музгиз, 1958. Длительность 23 мин.
  • 1957 — Симфония № 1 «Реквием» для большого симфонического оркестра и смешанного хора. На средневековый латинский текст («Dies irae»). Исп. 1987 — Борнмут, 1992 — Париж, дир. Р.Баршай. Рукопись. Длительность 43 мин.
  • 1960 — «В джунглях» — сюита для большого симфонического оркестра. Исп. 1960 — Москва, дир. А.Янсонс. Длительность 25 мин.
  • 1962 — «Тараканище» — комическая оратория для большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи К.Чуковского. Не исполнялась. Рукопись. Длительность 12 мин.
  • 1963 — Симфония № 2 «Греческие эпиграммы» для большого симфонического оркестра и смешанного хора. Исп. 1963 — Москва, Ленинград, дир. А.Янсонс. Изд. «Советский композитор», 1971. Длительность 33 мин.
  • 1966 — Симфония № 3 для баритона, большого симфонического оркестра и мужского хора. Исп. 1979 — Лондон, дир. Г.Рожденственский, солист С.Робертс. Рукопись. Длительность 32 мин.
  • 1968 — Симфония № 4 для большого симфонического оркестра. Исп. Москва, Ленинград, Лондон, Тутгарт, Лейпциг, Парма, дир. Р.Баршай. Изд. «Советский композитор», 1976. Длительность 15 мин.
  • 1968 — «Во весь голос», вокально-симфоническая поэма для баса и большого симфонического оркестра на стихи Маяковского. Исп. 1969 — Москва, дир. А.Янсонс. Изд. «Советский композитор», 1979. Длительность 20 мин.
  • 1969 — Симфония № 5 «Сонеты Шекспира» для баритона, струнного оркестра и арфы. Исп. Москва, Ленинград, Англия, Голландия, Швейцария, США, дир. Р.Баршай. Изд. «Музыка», 1974. Длительность 17 мин.
  • 1971 — Симфония № 6 для баритона, большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи Александра Блока. Не исполнялась. Рукопись. Длительность 40 мин.
  • 1972 — Симфония № 7 для контральто и камерного оркестра на стихи средневековых японских поэтов. Исп. 1973 — Москва, дир. Р.Баршай. Изд. «Музыка», 1980. Длительность 20 мин.
  • 1973 — «Песенки Маргариты» для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» Гёте). Исп. Москва, Швейцария, Германия, Португалия, дир. Р.Баршай. Рукопись. Длительность 22 мин.
  • 1973 — Симфония № 8 для тенора и большого симфонического оркестра на стихи Пушкина («Песни Западных славян»). Исп. 1978 — Москва, дир. В.Зива, солист А.Мартынов. Рукопись. Длительность 28 мин.
  • 1975 — Симфония № 9 для баритона и струнного оркестра на стихи Леонида Мартынова. Исп. 1976 — Москва, дир. Р.Баршай, солист Ю.Григорьев. Изд. «Советский композитор», 1989. Длительность 23 мин.
  • 1976 — Симфония № 10 для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа на стихи Николая Заболоцкого. Исп. 1976 — Москва, дир. Р.Баршай, солистка Н.Григорьева. Изд. «Советский композитор», 1981. Длительность 33 мин.
  • 1976 — Симфония № 11 для сопрано и камерного оркестра на стихи Камоэнса. Исп. 1980 — Москва, дир. Г.Рождественский, солистка Л.Соколенко; 1995 — Лиссабон, дир. Р.Баршай, солистка У.Фидлер. Изд. «Советский композитор», 1983. Длительность 20 мин.
  • 1977 — Кантата «Мать скорбящая» для меццо-сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора. На тексты из «Реквиема» А.Ахматовой и русской заупокойной службы. Исп. 1995 — Санкт-Петербург, дир. А.Чернушенко, солистка Г.Долбонос. Рукопись. Длителность 23 мин.
  • 1978 — Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели (памяти Д. Д. Шостаковича). Исп. 1978. Изд. «Советский композитор», 1982. Длительность 23 мин.
  • 1980 — Три сцены из «Фауста», моно-опера для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» Гёте). Изд. «Советский композитор», 1991; «Kompositor International», 1995. Исп. 1998 — Флоренция, дир. Р.Баршай, солистка Е.Прокина. Длительность 36 мин.
  • 1981 — Квинтет «Из лирики Франсуа Вийона» для тенора и струнного квартета. Тексты — переводы Ильи Эренбурга стихов Ф.Вийона. Исп. 1992 — Москва, солист А.Мартынов. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1981 — «Искусство поэзии» для сопрано и камерного оркестра на стихи Н.Заболоцкого. Исп. 1981, солистка Р.Левина. Издан клавир — «Советский композитор», 1990. Длительность 9 мин.
  • 1982 — Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано. Исп. 1988 — Москва, Е.Кушнерова. Изд. «Советский композитор», 1985. Длительность 8 мин.
  • 1983 — 1-я Симфониетта для тенора и камерного ансамбля на стихи Игоря Северянина. Исп. 1986 — Москва, дир. М.Юровский, солист Н.Курпэ. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1983 — «Три стихотворения Ф.Сологуба» для сопрано и фортепиано. Исп. 1988 — Москва, Р.Левина (сопрано), Е.Кушнерова (фортепиано). Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1983 — Вариации для баса и оркестра на ранние стихи Н.Тихонова. Исп. 1993 — Москва, дир. А.Мишурин, солист В.Почабский. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1984 — Струнный квартет (рабочая версия струнного квинтета). Не исполнялся. Рукопись Длительность 23 мин.
  • 1985 — 2-я Симфониетта для сопрано и расширенного камерного оркестра. Исп. 1988, солистка Р.Левина. Рукопись. Длительность 15 мин.

Обвинение в доносительстве и посмертная реабилитация

Поделиться: