Литературный критик Валентин Лукьянин пишет про Иванченко, что
Виктор Топоров относит Александра Иванченко к «уральскому магическому реализму».
Родился в июне 1945 года в г. Краснотурьинске Свердловской области. Работал слесарем промышленного оборудования, металлургом, мастером производственного обучения в техническом училище, пожарным. В 1964—1967 гг. служил в Советской Армии. Во время службы в армии за «антисоветскую пропаганду» был заключён в психиатрическую больницу. В 1977 году окончил Литературный институт. После избрания в 1991 году секретарём Союза российских писателей жил в Переделкине. В 1996 году вернулся в Краснотурьинск.
Придерживается буддистских воззрений:
В русской прозе выделяет следующих писателей: Гоголь, Толстой, Пушкин, Лермонтов, Чехов, Набоков, Достоевский, Тургенев (особенно «Записки охотника»), Лесков, Бунин, Платонов, Белый. В зарубежной: Гамсун, Фолкнер («Свет в августе», «Шум и ярость»), Камю («Посторонний», «Падение», эссе), Акутагава, Бланшо, Гессе, Весос, Онетти, Кортасар («Игра в классики», «Выигрыши», рассказы), Генри Миллер, Кафка, Борхес, Батай, Роб-Грийе, Малерба и др. Предпочтения в европейской и русской философии: Платон, Плотин, Шопенгауэр, Кант, Паскаль, немецкие мистики, Ницше, Шестов, Бердяев, Розанов и др.
О первой повести Александра Иванченко «Рыбий глаз» (1976) восторженно отозвался Юрий Домбровский.
Роман «Монограмма» (1988) входил в шорт-лист премии первой премии «Русский Букер» (1992), где соперниками Александра Иванченко были Людмила Петрушевская, Владимир Маканин, Фридрих Горенштейн, Владимир Сорокин и Марк Харитонов. Значительно позже Вячеслав Курицын написал об этом романе:
Александр Иванченко — лауреат премии «Антибукер» (1999) за художественный памфлет «Купание красного коня» (1997) в номинации «Четвёртая проза» (мемуары, эссеистика).
Вернувшись в 1996 году после многолетнего отсутствия в Краснотурьинск, Александр Иванченко написал художественный памфлет «Купание красного коня».
Вячеслав Курицын, один из самых благожелательных критиков Александра Иванченко, дал «Купанию красного коня» нелицеприятную оценку:
Вопреки написанному Курицыным, Александр Иванченко не отказался от премии «Антибукер», а передал денежную часть премии в центр реабилитации тяжело раненных российских солдат, воевавших в Чечне. Это подтвердил и главный редактор журнала «Урал» Николай Коляда, опубликовавший памфлет:
Ещё до журнальной публикации «Купание красного коня» было опубликовано Вячеславом Курицыным на своей странице на сайте Марата Гельмана.
Причины публикации «Купания красного коня» в Интернете проанализировал хорошо знакомый с сетевой средой Сергей Кузнецов:
В конце 1990-х гг., однако, сетевая публикация ещё не воспринималась литературным сообществом как самодостаточная, и пик скандала поэтому пришёлся на публикацию в журнале «Урал».
Главный редактор журнала Николай Коляда рассказал о редакционной предыстории публикации памфлета:
Лев Данилкин политизацию памфлета Иванченко считал надуманной и сводил проблему публикации к качеству текста:
Аналогичным образом резюмировал своё отношение к «Купанию красного коня» Сергей Костырко:
С ровесником Александра Иванченко Сергеем Костырко солидаризировался и критик следующего поколения Сергей Кузнецов:
Марина Кудимова, отдавшая свой голос (вместе с Еленой Петровской и Николаем Кононовым) в жюри премии «Антибукер» «Купанию красного коня», оценила памфлет Иванченко, в отличие от большинства критиков, как «настоящее событие»:
Результатом публикации памфлета «Купание красного коня» и награждения Александра Иванченко премией «Антибукер» 1999 года стало окончательное отчуждение Иванченко (которое во многом было его собственным выбором) от текущего литературного процесса. Редкие публикации Александра Иванченко были связаны главным образом с журналом «Урал» (до ухода с поста главного редактор Николая Коляды) и Интернетом. Своё, чаще едкое, основанное на глубоком погружении в буддизм, отношение к современной литературе и политике он выражает в личном блоге в Живом журнале. Последующее невключение выдвинутого журналом «Урал» романа Иванченко Swedenborg даже в лонг-лист премии «Русский Букер» 2003 года лишь усугубило эту ситуацию.
Ольга Славникова о романе «Автопортрет с догом»:
Вячеслав Курицын о романе «Монограмма»:
Андрей Немзер о романе Swedenborg: