Популярные

Александр Михайлович Давыдов

Дата рождения:
1872-03-25
Дата смерти:
1944-06-28
Биография

Биография

Родился в семье учителя. С 12 лет, уехав в Киев, пел в хоре, затем в кафе-шантане. В Киеве познакомился с музыкантами. И. Прянишников помог перейти в хор Киевской оперы. В 1890—1892 годах обучался пению у К. Эверарди. Дебютировал на оперной сцене в партиях Фауста («Фауст») и Альфреда («Травиата») в 1889 в Екатеринославе, но скоро увлекся и опереттой, параллельно выступая в операх и опереттах. Выступал в разных антрепризах по городам России. В 1900—1914 солист петербургского Мариинского театра (дебютировал в партии Германа — «Пиковая дама»), продолжая гастролировать по России и за рубежом. По приглашению С. П. Дягилева выступал в Париже в программе «Русские сезоны» (1909 г.).

Из-за наступавшей глухоты в 1914 году певец оставил оперную сцену, но ещё до 1924 года продолжал концертную деятельность, исполняя русские, цыганские и неаполитанские песни и романсы. В 1924—1935 годах жил в эмиграции в Париже, где состоял консультантом при художественной части в Парижском театре Русской оперы. В 1934 году стал режиссёром оперной труппы Ф. И. Шаляпина и по его же настоянию был приглашен в качестве режиссёра в парижский театр «Опера комик» в качестве постановщика «Князя Игоря» — музыкальным руководителем спектакля был А. Глазунов.

Вернувшись в 1935 году в СССР, с 1936 года занимался педагогической деятельностью в вечерней школе пения при Мариинском театре, ставшим Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова.

Написал литературные воспоминания о Чайковском, Шаляпине для различных сборников и журналов.

Творчество

Репертуар певца огромен, состоял из ролей 85 опер и 30 оперетт, среди которых:

Садко, первый исполнитель в постановке Мариинского театра («Садко»); Наль («Наль и Дамаянти»); Моцарт («Моцарт и Сальери»), Миме («Зигфрид»); Герман и Чекалинский («Пиковая дама»); Синодал («Демон» А. Рубинштейна); Фредерик («Миньон»), Арлекин («Паяцы»); Тангейзер («Тангейзер»); Самозванец («Борис Годунов»); Хозе («Кармен»); Логе («Золото Рейна»); Ленский («Евгений Онегин»); Макс («Вольный стрелок»); Отелло («Отелло» Дж. Верди) и многие другие.

Записал на грампластинки около 400 произведений:

  • в Петербурге («Граммофон», 1901—09, 1911; «Пате», 1903, 1909—10; «В. И. Ребиков», 1904; «Бека», 1905; «Колумбия», 1906—07; «Фаворит», 1909—10; «Сирена», 1911, 1913; «Стелла», 1911; РАОГ, 1912, 1914; «Одеон», 1912);
  • в Москве («Граммофон», 1901; «Метрополь», Корона, 1912).
Поделиться: