Родился в волжском селе Ширяево Симбирской губернии (ныне территория Самарской области) в семье бывшего дворового-крепостного. В автобиографии позднее писал: «…Читал книги, заносимые в село торговцами-лубочниками. Первым прочитанным поэтом был Кольцов, потом — Лермонтов. Иногда отец выписывал „Родину“ или „Ниву“». В 1898 году закончил с Похвальным листом церковно-приходскую школу в с.Ширяеве , поступил в Самарское второе городское училище, однако в 1902 году из-за тяжелого материального положения после смерти отца был вынужден оставить учёбу и начать работать. Работал на самарской бумаго-красильной фабрике. В 1903-1904 гг. года жил и работал в Ставрополе-на-Волге (с 1964 г. Тольятти) в канцелярии казенного лесничества.
В 1905 году после безуспешных поисков работы в Самаре вместе с матерью по совету ее сестры переезжает в Среднюю Азию, где до 1922 года работает чиновником почтово-телеграфного ведомства в Ташкенте, Бухаре и Ашхабаде. В 1922 году переезжает в Москву. Однако творчество Александра Ширяевца оказывается не во всем соответствующим "веяниям времени". Цензура долго не пропускала в печать поэму «Мужикослов», его исключают из группы пролетарских поэтов «Кузница» за несоответствие декларациям группы и поэзии её членов. В 1923 году все же выходят две книги стихов Ширяевца, а в начале 1924 года его принимают в члены Союза писателей. В это же время был опубликован лучший сборник поэта "Раздолье", получивший высокую оценку критиков и читателей.
15 мая 1924 года Александр Ширяевец неожиданно умирает, предположительно от менингита в возрасте 37 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Смерть друга сильно потрясла Сергея Есенина, который в заявлении в Союз писателей объявил себя «душеприказчиком по литнаследству покойного», а вскоре написал одно из своих известнейших стихотворений «Мы теперь уходим понемногу»(в первой публикации 1924 года «Памяти Ширяевца»). После смерти любимого друга, С. Есенин неоднократно говорил: "если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым", что и было исполнено. В 1925 году он был похоронен недалеко от могилы Ширяевца.
Начиная с самых ранних стихотворений поэт склоняется к народно-песенному творчеству. «Волжские» произведения, посвящённые родному Ширяеву и Волге выполнены в плясовом стиле, в них ярко выражен безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина». Восточные темы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в сдержанном тоне, этим произведениям свойственная «созерцательная отстранённость».
В 1912 году начинается переписка Ширяевца с Н. Клюевым, которая оказала существенное влияние на творчество начинающего поэта. В одном из писем другу он писал: «Встретил одобрительное отношение со стороны поэта Аполлона Коринфского, также Николая Клюева, который сначала разнес меня в „пух и прах“, потом похвалил…»
В № 1 журнала «Друг народа» в 1915 году одновременно были напечатаны стихотворения: «Узоры» Сергея Есенина и «Хоровод» Александра Ширяевца. После публикации Есенин шлет последнему в Ташкент письмо: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны…Со стихами моими вы ещё познакомитесь. Они тоже близ вашего духа…». Таким образом, ещё не будучи лично знакомым с другими «новокрестьянскими поэтами», Ширяевец уже становится заметным членом их группировки.
После издания в 1915—1917 годах четырёх сборников поэзии литературный критик В. Ходасевич, упрекнул поэта в том, что тот воспевает народ, которого «скоро не будет»: «…быт наших стихов уже почти кончен, возврата к нему не будет. Прощайтесь-ка с ним — да и в дорогу!». В ответном письме Александр Ширяевец ответил:
В 1924 году появляется одно из последних стихотворений поэта, в которой он очередной раз подчёркивает своё несогласие с современностью, свою любовь не к фабричной «считающейся с Карлом Марксом, Руси», а к
Руси деревенской, земледельческой.
Никогда старина не загаснет:
Слишком русское сердце мое..
Позабуду ли песни на Клязьме!
Как я мчался с тяжелым копьем…
Вечевые прибойные клики!
Ветер Волхова вздул паруса!
То палач я, то нищий калика
То с булатом в разбойных лесах…
Не припомню, какого я роду,
Своего я не помню села…
Ускакал я в бывалые годы,
Старь родная меня занесла.
В одном из своих писем в 1917 году Сергей Есенин назвал Ширяевца: «Баюн Жигулей и Волги». Тема малой родины занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.
Жигулей хребтов?
А какие песни
В первом сборнике стихов поэта «Запевка», изданном в 1916 году в Ташкенте тема Жигулей является одной из основных:
Груды серебра-добра,
Я глядеть на Волгу стану
После выхода из печати очередного сборника в местной газете появился отзыв критика: «Чувствуешь влажный волжский запах и ветер при чтении стихов А. Ширяевца. Поэт, что называется, пропах Волгой. Его стих залихватский и звонкий. Такие стихи просятся наружу из груди… Их петь над Волгой, в её лесах. Но поэт поет нам здесь, и мы видим эту дорогую исполинскую реку, слышим величественный ритм её богатых волн, чувствуем, как льется к нам в душу её влажный воздух».
На родине поэта, в селе Ширяево, в том доме, где поэт жил до 1900 года, с 1978 года находится музей. До 2005 года это был музей народного быта, а затем - дом-музей поэта А.В. Ширяевца. В Тольятти планируется установка памятника стихотворению Александра Ширяевца «Ставрополь Самарский», написанному им в 1903—1904 годах.
Первые стихи и рассказы Александра Ширяевца (Абрамова) были опубликованы в 1908 году в журнале «Туркестанский курьер». Тогда же и появился псевдоним Ширяевец в память о родном селе Ширяево. В 1909—1915 годах поэт активно переписывался с другими новокрестьянскими поэтами Есениным, Клюевым, Карповым. Четыре сборника стихов Ширяевца («Богатырь», «Запевка», «О музыке и любви», «Алые маки») печатаются в 1915—1917 годах. После революции издаются сборники «Край солнца и Чимбета: (Туркестанские мотивы)»(1919); посвященная Сергею Есенину «Сказка об Иване, крестьянском сыне»(1919);историческая поэма «Мужикослов»(1923); «Узоры: Песни-стихи для детей»(1923). Незадолго до смерти вышла лучшая книга стихов поэта «Раздолье»(1924). Несколько раз произведения Ширяевца издавались уже и после его смерти.
Прижизненные сборники и отдельные издания:
Проза
Драматургия