Родился в 1944 году в Москве.
1958 г. — первый дальномерный фотоаппарат — камера «Юность».
1962 г. — участие в выставке «Наша молодость» в Парке культуры им. Горького, Москва.
1968 г. — окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Профессиональный переводчик, работал с Джанни Родари, Марчелло Арджилли и др.
1979 г. — первая персональная выставка на прибалтийском фотофестивале Дзинтердземе (Янтарный край) в Огре, Латвия.
1976 по 1984 — серия черно-белых минималистских «квадратов», сделанных легендарной камерой Rolleiflex, которая принесла Слюсареву известность в фотографической среде.
1980-2000-е гг. — выставки в России и за рубежом.
Участник группы «Непосредственная фотография» (1987).
Направление работы Слюсарева — аналитическая или метафизическая фотография, direct photography. В работе опирается как на практический опыт, так и на глубокие знания в области теории фотографии, истории искусства, визуальных исследований. Сфера интересов: предметность, детали человеческого быта, элементы окружающей реальности. Произведения Александр Слюсарева находятся в престижных музейных коллекциях мира.
Александр Слюсарев начал фотографировать в 1958 году, когда отец подарил ему дальномерный фотоаппарат «Юность». Его первым знакомством с фотографией был журнал «Советское фото», а также фотовыставка «Род человеческий» в рамках американской выставки 1959 года. Слюсарев на нее тогда не попал, избежав, по его словам, слишком сильного впечатления от выставки эффектной, но плохой, — но она оказала на него большое влияние: в 1962 и 1964 годах он участвовал выставках «Наша молодость», организованных по ее примеру Комитетом молодежных организаций. В КМО молодой Слюсарев, еще ходивший в школьной форме, познакомился с фотографами, уже работавшими в редакциях, такими как Ахломов, Алёшкин, Резников и Жибин. Там же он вступил во «фракцию формалистов», которые определяли «формализм» как главенство формы, а не литературного содержания. В 1979 году А. А. Слюсарев участвовал в прибалтийском фотофестивале в Дзинтерземе («Янтарный край»), после которого его имя стало символом «московской» школы художественной фотографии. Слюсарев рассказывает, что на выставке в Шауляе он представился как один из основателей московской школы фотографии, а в следующем городе его уже встречали как «Отца русской фотографии». В фотографических кругах, а теперь и среди поклонников, его называют Сан Саныч, а подписывается он часто анаграммой ССС.
Александра Слюсарева называют фотографом теней, бликов и отражений. Для фотографа они играют более важную роль, чем собственно поверхность предметов. Слюсарев говорит, что это вполне естественно, потому что на самом деле предмет многообразен: в нем столько аспектов, сколько ты сам захочешь в нем увидеть. В частности, тень и блик обладают тем же самым изначальным визуальным значением, которым обладает и сам предмет. Слюсарев считает, что самый важный сюжет, возникающий в его работах, — городское пространство. Он придумал понятие «плоский пейзаж». Сформулировал он его, давая название конкретному снимку, но этот тип изображения был и в более ранних работах: пейзаж без линейной, диагональной перспективы. В снимках Слюсарева можно видеть расширение жанра натюрморта. Вещь в них, как и в натюрморте, оказывается символическим предметом. С той, однако, разницей, что смысл этого символа остается неясен. И это не «забытый» смысл старинных натюрмортов, и не коммерческий смысл натюрмортов рекламных, а еще не открывшийся нам смысл реального жизненного окружения. По словам Слюсарева, он ищет характерные вещи, предметы, ситуации — то, что видит каждый — и пытается подать их. Александр Раппапорт пишет, что тайна привлекательности этих снимков не только в техническом совершенстве — нюансы и контрасты черного и белого, прорисовка нежнейших фактур, контраст линейной остроты и фактурной мягкости — но и в особенностях фотографической передачи времени, которое у Слюсарева дано в очень сложной и редкой форме единства монументального и моментального. Предметные ситуации, ракурсы здесь часто столь же моментальны, сколь и само время экспозиции — это всего лишь миг в потоке времени. Но композиции, построенные на уравновешенном сочетании горизонталей и вертикалей — монументальны как нечто вечное и неизменное. Контраст этих временных форм придает самым заурядным фрагментам нашего предметного мира значительность, к которой мы не привыкли. Сам автор определяет фотографию, которой занимается, как аналитическую, то есть для него информация о конкретном моменте не важна, а важна информация о состоянии этого момента.
Слюсарев в фотографии почти всегда был метафизиком и считает, что за счет этого у него довольно трудные отношения со зрителем, потому что зритель не сразу может въехать в это, ему нужно время для того, чтобы привыкнуть к конкретной работе, конкретной манере. В интервью «Независимой газете» он рассказал: «Однажды я показал серию „Кузьминки“. И люди, которые пришли на обсуждение, в частности, достаточно авторитетные критики, решили, что я не то чтобы издеваюсь, но подшучиваю над ними и показываю полный бред. Хотя на самом деле это было совсем не так. Но людям иногда довольно трудно привыкнуть к тому, что я показываю.» Для того же, чтобы оценить работу, к ней надо привыкнуть, а потом из каждодневного с ней общения сделать вывод. Мимолетный характер фотографии не предполагает ее быстрого считывания — суть в ощущении мимолетности.
Александр Слюсарев не так часто представлял свои работы на выставках. На вопрос о показе фотографий на выставке он ответил, что это не дает ему ничего, кроме возможности посмотреть на свои работы со стороны. "Они приобретают какое-то значение, которое при показе на руках или еще каким-то другим образом я достичь никогда не смогу. И всё. " Тем не менее он считал, что конечный результат работы — это стена, на которую ты вешаешь фотографию, или, на худой конец, папка, которую ты открываешь время от времени, надевая хлопчатобумажные перчатки, и смотришь аккуратно оформленную в паспарту картинку (просто потому, что стен у человека не так много). Что же касается фотографической книги, по мнению Слюсарева, она дает представление об авторе, но не создает эффекта работы конкретной. «Вот работа конкретная висит на стене, она работает, выполняет свою функцию; время от времени, когда кто придет, он спрашивает, а что это такое. Я отвечаю, что это Туоко Иртимаа — финский фотограф. И все. Проблема в том, что она висит и работает, а если работа не висит, а лежит в книжке закрытая, то соответственно никакого толка от нее нет. В обществе сложился устойчивый стереотип восприятия книги: если ты хочешь посмотреть Роберта Франка — нужно взять и посмотреть книгу. А на самом деле не обязательно книгу брать… Получается, мы получаем удовольствие не от фотографии, а от ее репродукции! А разница между репродукцией и фотографией, согласитесь, принципиальна» «У меня было много случаев, когда я достаточно хорошо знаю фотографию (по репродукциям), а потом вижу оригинал на стене и впечатление абсолютно другое. Вот в чем штука-то! Произведение, репродуцированное в полиграфии, начинает обладать другим качеством, и качеством, увы, неправильным. Когда мы смотрим в книге фотографии, они приобретают вполне определенное звучание и значение. Ты попробуй представить те же самые работы на стенке — они потеряют до 70 % этого значения и станут просто фотографиями, каковыми и должны быть. Существует фотография для полиграфии и фотография для стены. И это разные фотографии, то есть, если мы говорим о фотографии, то мы о фотографии и должны говорить, а не о полиграфической фотографии, о репродукциях.» Несмотря на такую принципиальную позицию, Александр Слюсарев не отрицал значения интернета для демонстрации фотографий. Блоггеры называют его «большим русским художником, создавшим идеальную визуальную метафору сетевого дневника». «Меня фотограф Мухин привел <в Живой журнал>(Официальный блог — Слюсарев, Александр Александрович в Живом Журнале). Это прежде всего дневник и публикация, когда начинаешь нести ответственность за содеянное. Это не выставка и не альбом. Здесь нет размера работы так, как в телевизоре. Это ЖЖ…»
Александр Слюсарев говорил, что до последнего момента учился фотографии, пытался чему-нибудь научиться. Для него важен вопрос подготовки себя к съемке, дальше выбор места, и это в какой-то степени связано, но не абсолютно напрямую. Иногда это происходит абсолютно случайно. Удача фотографа зависит от случая процентов на семь. В большей степени имеет значение опыт — то есть способность предвосхищения события. Чтобы этого добиться, необходим самоанализ и оценка развития визуальной ситуации. Хороший снимок получается только, если ты его снял. О своем творчестве Слюсарев говорит, что стилистика менялась по мере осознания возможностей аппаратуры и изобразительного материала; тематика мало изменилась, хотя расширилась, особенно в последнее время. Повтор, если он естественен, — не повтор, а продолжение развития (может в сторону). Естественное развитие, в свою очередь, предполагает опережение, но оно же способствует непониманию остальными. Размышляя о переполненности фотографиями интернета в частности и мира вообще, Александр Слюсарев отметил, что интерес к изображению есть в любом случае. "К тому же, возможности человека ограничены. Ты не можешь увидеть всего, ты видишь то, что ты видишь. И тебе этого вполне достаточно. Для самого себя ты должен решить — зачем тебе нужна картинка. Поразительно то, что люди, которые обладают фотоаппаратом, в то же время не обладают ответственностью за то, что они снимают. На одной из лекций Слюсареву задали из зала вопрос о его отношении к тому, что сегодня каждый считает себя фотографом, ведь теперь так просто нажать на кнопку фотоаппарата или сделать снимок телефоном. На это мастер ответил: «Нет ничего проще, чем взять в руку простой карандаш и лист бумаги — но от этого не стало больше хороших художников!»
Dark Slide Press, 2009
Alexander Slyusarev. Selected Photographs.
Dark Slide Press, 2010
Alexander Slyusarev. Selected Color.