Окончил юридический факультет Московского государственного университета (1963). Кандидат юридических наук (1974; тема диссертации: «Проблемы системного исследования социально-культурной отрасли управления (методологические аспекты)»), доктор юридических наук (1988; тема диссертации: «Человек и государственное управление (государствоведческий аспект)»). Профессор.
Главный научный сотрудник Института государства и права РАН. Работал руководителем группы экспертов по реформе государственной службы при Президентской комиссии по административной реформе (1997—1998), читал курсы лекций по сравнительной государственной службы и политической этике на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова (1998—2001). Также преподавал в Академии народного хозяйства при правительстве России, других высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации руководящих работников госаппарата. Стипендиат международной программы Фулбрайт.
Профессор кафедры государственной и муниципальной службы Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Занимал пост заместителя декана факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ по научной работе до лета 2010 года. Ведёт учебные курсы «Реформирование государственной службы РФ», «Государственная служба: теории и страны», «Реформирование государственной службы» (в магистратуре).
Профессиональные интересы: государственное управление, государственная служба, теория и история государства и права, политология, политическая мораль, психология.
Разработал принципиально новую концепцию публичной государственной службы. Как исследователь государственного управления уделяет большое внимание проблемам отношений человека и государства, считает, что «именно человек в широком многообразии его деятельности, во множестве различных его проявлений как личности является центром, главным звеном в системе государственного управления обществом и государством». Занимается изучением этико-правовых аспектов политики и управления.
Автор концепции исторической эволюции государственной власти в России, исходящей из противопоставления системоцентризма и персоноцентризма как двух «идеальных типов» исторического развития. При персоноцентризме высшей точкой, «мерилом» всех вещей является индивид, его основная особенность — «признание неповторимости духовной сущности, автономности и самоценности каждого человека. Значение человека не сводится к его месту, функции в социальных, природных или других системах». При системоцентризме человек либо вообще не принимается во внимание, либо рассматривается как вспомогательный фактор, способный принести большую или меньшую пользу лишь для достижения надличностных целей. Суть этой системы ценностей — «в растворении человеческого „Я“ в интересах Империи, Царственной Особы, Культа, Обычая, Идеологии… Индивид в этих построениях всегда есть средство и никогда — цель». Яркими примерами системоцентристской традиции в России считает правления Ивана Грозного, Петра I, большевиков.
- Государственнакя служба: комплексный подход. М. 2009. ответств. редактор и основной автор. - Кризис бюрократического государства. Реформы государственой службы: международнвй опыт и российские реалии. М. 2011.