Популярные

Александр Васильевич Камкин

российский учёный, доктор исторических наук, историк и культуролог
Категория:
Дата рождения:
1950-02-14
Биография

Биография

В 1971 окончил отделение истории историко-филологического факультета Вологодского государственного педагогического института. Работал учителем истории в средней школе № 29 Вологды. С 1977 — на кафедре истории СССР Вологодского государственного педагогического института, где занимал должности ассистента, старшего преподавателя (с 1980), доцента (с 1985), профессора (с 1995). В 1985—89 годах избирался деканом исторического факультета. С 2001 — заведующий кафедрой теории и истории культуры и этнологии Вологодского государственного педагогического университета. Будучи студентом, начал заниматься научной работой под руководством известного историка профессора П. А. Колесникова. Участвовал в работе ряда конференций, в 1970 опубликовал первую научную статью. В 1983 после окончания аспирантуры в Институте истории СССР АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему «Правосознание и правотворчество государственных крестьян Европейского Севера в XVIII веке», в 1993 — в Институте этнологии и антропологии РАН защитил докторскую диссертацию на тему «Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке». Научные интересы направлены на изучение традиционной культуры «Русского Севера», охватывающего современные Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, а также республики Коми и Карелию. Исследуются социальные институты как община, церковный приход, волость в XVIII—XX веках, история повседневности русской провинции нового и новейшего времени, православная традиция. По указанной проблематике опубликовано более 60 статей, осуществлено научное руководство более 70 выпускными дипломными проектами и 9 кандидатскими диссертациями аспирантов.

Общественная и научная деятельность

Участник многих конференций, симпозиумов и коллоквиумов историков, этнологов, культурологов, педагогов. С 1998 г. постоянный участник российско-французского коллоквиума по проблемам русской культуры (Сорбонна. Председатель Вологодского общества историков-архивистов, сопредседатель Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК), председатель Северного отделения Археографической комиссии РАН.

«Истоки»

С 1995 начал работу над серией учебных пособий для школы под общим названием «Истоки». На данный момент изданы учебники для 2-6 классов общим тиражом 75 тысяч экземпляров. Учебники раскрывают мир отечественной культуры, его духовно-нравственных ценностей и в то же время показывают взаимодействие культур, универсальную значимость универсальных категорий культуры: семья, мир, дом, книга, любовь, вера, родные просторы, труд земной и т. п. Они приобрели популярность и используются в школьной практике Вологодской и ряде других территорий Российской Федерации. Программу «Истоки» рассматривали участники семинаров Департамента образования Совета Европы, обсуждавшем состояние школьного обществоведческого образования в 1998 и 2000.

Награды

  • «Почётный архивист»
  • «Отличник просвещения»
  • Указом Патриарха Московского и всея Руси в 2000 награждён медалью и орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.
  • Указом Президента РФ в 2001 награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени;

Публикации

  • «Общественная жизнь северной деревни в XVIII веке» (1990);
  • «Православная Церковь на севере России. Очерки истории до 1917 года» (1992);
  • «Крестьянский мир на Русском Севере» (1995);
  • «Православная церковь на севере России» переведена на немецкий язык и в 1998 издана в Германии.

Труды

  • Правосознание и правотворчество государственных крестьян Европейского Севера (вторая половина XVIII века). Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1983;
  • О типологии крестьянского правотворчества (по материалам наказов государственных крестьян Европейского Севера в Уложенную комиссию 1767 г.) // Проблемы общественно-политического развития и классовой борьбы в России XVII—XVIII вв. — М., 1983;
  • История северного крестьянства. Т. I. Архангельск, 1984 (разделы «Новое в правовом статусе категорий крестьянства», «Отношение крестьянства к государству. Крестьянское правосознание»);
  • Правосознание государственных крестьян второй половины XVIII века (по материалам Европейского Севера) // История СССР. — 1987. N 2;
  • Общественное служение как фактор духовной культуры северорусского крестьянства // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. — М., 1989;
  • Вопросы истории церкви в школьном краеведении. — Вологда, 1990;
  • Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке. Автореф. дис. докт. ист. — М., 1993;
  • Сельский приход Севера // Север. 1994. N 1;
  • Иван Чупров — крестьянский общественный деятель эпохи просвещенного абсолютизма // Культура эпохи Просвещения. — М., 1993;
  • Северорусский сельский приход XVIII века: пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера. — Вологда, 1994;
  • Сельские православные приходы Русского Севера // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. * Т. I. — Киров, 1996;
  • Вологодская земля: из исторического опыта российской глубинки // Федерализм: теория, практика, история. — М., 1997;
  • «Was f?r ein tiefer Glaube». Zur Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche in Russlands Norden. — Aussaat Verlag. Neukirchen-Vluyn. 1998;
  • Социальная диакония в Русской православной церкви: страницы истории // Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние. — Сыктывкар, 1998;
  • Le role de la paroisse orthodoxe rurale aux XVIII—XX siecles // Cahiers slaves. Civilisation Russe. N 2. 1999. Universite de Paris-Sorbonne (Paris-IV). — Paris, 1999;
  • Сельский православный приход как явление духовной культуры Русского Севера XVIII—XIX вв. // Новгородский архивный вестник. Вып. 2. — Великий Новгород. 2000;
  • Православие на Севере России в исследованиях 1989—2000 гг. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований. — Вологда, 2001;
  • О развитии программы «Истоки» // Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. — 2001. N 9.
Поделиться: