Популярные
На фото Ален Бадью

Ален Бадью

современный французский философ
Дата рождения:
1937-01-17
Биография

Жизнь

Отец Алена Бадью, Раймон Бадью, участник Сопротивления, был мэром Тулузы с 1944 по 1958.

Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе, в период обучения (с 1956 по 1961) одновременно посещал Сорбонну. Уже тогда проявились его интерес к математике и его политическая активность. Бадью был одним из членов-учредителей Объединённой социалистической партии (PSU), отколовшейся от Французской коммунистической партии и активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира. Свой первый роман Бадью написал в 1964. В 1967 он присоединился к исследовательской группе, организованной Луи Альтюссером, в своей теоретической работе всё более подпадая под влияние Жака Лакана. Огромное воздействие на Бадью оказали студенческие волнения мая 1968, они навсегда укрепили его в крайне левых убеждениях, в силу которых он постоянно принимал участие в организации коммунистических и маоистских групп (например, Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев), фр. Union des Communistes de France Marxiste-L?niniste, UCFML).

В 1969 он начал преподавать в университете Парижа VIII, который является оплотом антибуржуазного мышления. Здесь он вступил в жёсткую интеллектуальную дискуссию с коллегами по университету Жилем Делёзом и Жаном-Франсуа Лиотаром. С точки зрения Бадью, их постструктуралистская философия была отклонением от магистрального направления марксистской мысли.

В 1985 году совместно с товарищами по UCFML Сильвеном Лазарю и Наташей Мишель он основал группу Политическая организация, которой они руководят и поныне.

В 1988 он издал работу «Бытие и событие», которая, как полагают многие, является его главным произведением.

С 1999 Бадью преподаёт в Высшей нормальной школе. Он также ведёт курсы во многих других французских вузах, например, в Международном философском коллеже и в Европейском институте междисциплинарных исследований (European Graduate School).

Помимо философии и политики, Ален Бадью выступает в качестве драматурга и романиста.

Творчество и деятельность

Бадью испытал серьёзное влияние Луи Альтюссера и его важнейших работ по эпистемологии. В своих философских работах Бадью обращается к математике, как к языку, по его мнению, единственно способному структурно задать онтологию.

Творчество и всю деятельность Алена Бадью можно разделить на две части.

Одна часть — его работы по философии в собственном смысле этого слова, из которых наиболее знаменита фундаментальная книга «Бытие и событие». Этот текст, исследующий также математику, литературу, политику и любовь, довольно труден для понимания, снабжён множеством примечаний и глоссарием. Более лёгкими путём в бадьюзианскую философию являются сборник «Условия» с критическим предисловием Франсуа Валя, и три связанных работы «Краткий трактат по метаполитике», «Малый руководство по инэстетике», «Краткий трактат по транзиторной онтологии» (Краткий трактат по переходной онтологии), вышедшие в 1998.

Но Бадью также является активным политическим борцом: он был одним из лидеров французского маоизма (вместе с Бенни Леви, лингвистом Жаном-Клодом Мильнером, психоаналитиками лакановской школы Жаком-Аленом Миллером и Жераром Миллером, и др.), и он не отрекается от этого прошлого. Но он и борец в области философии, как можно видеть из большинства его недавних работ: «Этика», серия «Обстоятельства» (I, II и III, в которой он исследует отношение антисемитов к евреям, которая говорит о терроризме и о французских выборах 2002 года), и недавние «Век» и, наконец,— как продолжение «Бытия и события» — «Логики мира» (начало 2006). Уступая отчасти, если не в строгости, то по меньшей мере в точности и детальности требованиям университетской философии, Бадью демонстрирует все достоинства синтеза, оригинальности в аналитической работе и силе убеждения. Будучи одним из лучших историков идей, он умеет свести суть эпохи к нескольким тезисам или понятиям. Сверх того, Бадью убеждён, что философия должна говорить о своём времени, и, как и большинство континентальных философов его поколения, он борется с идеей, согласно которой философскими проблемами являются вечные вопросы, которые везде и всегда разрабатывались сходным образом. Наконец, он один из немногих, как правоверный приверженец, продолжает поддерживать и защищать (может быть, не всегда в полном объёме, как сам он того желает) ниспровергаемые сегодня тезисы: отказ от гуманизма и от утверждения, что человек является высшей ценностью, отказ от парламентской демократии, защиту коммунизма и т. д. В этом смысле он является видной фигурой французской интеллектуальной жизни, как это подтверждает относительный успех его последней книги «Век», и, после кончины Деррида, он неоспоримо является наиболее известным за границей французским философом (особенно в Латинской Америке, где интерес к нему, несомненно, вписывается в общую моду на французскую философию) и, в частности, потому, что он продолжает сартровскую традицию, для которой философия и политическая ангажированность неразделимы.


Библиография

Сочинения

  • Понятие модели. Введение в материалистическую эпистемологию математики (Le Concept de mod?le. Introduction ? une ?pist?mologie mat?rialiste des math?matiques. — Paris: Maspero, 1969.)
  • Теория противоречия (Th?orie de la contradiction. — Paris: Maspero, 1975)
  • Об идеологии (В соавторстве с Ф. Больме; De l’id?ologie / avec F. Balm?s. — Paris: Maspero, 1976)
  • Рациональное зерно гегелевской диалектики (В сотрудничестве с Л. Моссо и Жю Белассаном; Le Noyau rationnel de la dialectique h?g?lienne / en collaboration avec L. Mossot et J. Bellassen. — Paris: Maspero, 1977)
  • Теория субъекта (Th?orie du sujet. — Paris: Seuil, 1982. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Можно ли мыслить политику? (Peut-on penser la politique? — Paris: Seuil, 1985.)
  • Бытие и событие (L’Etre et l'?v?nement. — Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1988.)
  • Манифест в защиту философии (Манифест философии; Manifeste por la philosophie. — Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1989.)
  • Число и числа (Le Nombre et les nombres. — Paris: Seuil 1990. Coll. Des travaux.)
  • Условия (Conditions. — Paris: Seuil, 1992. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Политика и современность (Коллективное; Politique et modernit? / Badiou et al. — Bordeaux: Osiris, 1992.)
  • Этика. Эссе о сознании зла (L'?thique. Essai sur la conscience du mal. — Paris: Hatier, 1993. Переиздание: Cean: Nous, 2003.)
  • Жан Боррей: Разум и Другой (Коллективное; Jean Borreil: La raison de l’autre. Badiou et al. — Paris: L’Harmattan, 1995. Coll. La philosophie en commun.)
  • Делёз (Deleuze. — Paris: Hachette, 1997.)
  • Святой Павел. Основание универсализма (Saint Paul. La fondation de l’universalisme. — Paris: PUF, 1997.)
  • Скрытая катастрофа: О конце истины государства (D’un d?sastre obscur: Sur la fin de la v?rit? d'?tat. — Paris: l’Aube, 1998.)
  • Краткий трактат о переходной онтологии (Court Trait? d’ontologie transitoire. — Paris: Seuil, 1998.)
  • Малое руководство по инэстетике (Petit Manuel d’inesth?tique. — Paris: Seuil, 1998.)
  • Сокращенное изложение метаполитики (Abr?g? de m?tapolitique. — Paris: Seuil, 1998.)
  • О любви (Коллективное; De l’amour. Badiou et al. ?cole de la Cause freudienne. — Paris: Flammarion, 1999.)
  • Обстоятельства, 1: Косово, 11 сентября, Ширак/Ле Пен (Circonstances, 1: Kosovo, 11 septembre, Chirac/Le Pen. — Paris: ?ditions L?o Scheer, 2003.)
  • Век (Le Si?cle. — Paris: Seuil, 2005)

Переводы на русский

  • Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр.  О. Головой. — М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999. — ISBN 5-85133-062-7, ISBN 5-7914-0008-X
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий // Критическая масса. — 2002. — № 1.
  • Бадью А. Век поэтов / Пер. с фр.  С. Фокина // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 63.
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий / Пер. В. Лапицкого // Мир в войне: победители/побежденные. 11 сентября 2001 года глазами французских интеллектуалов: Антология. — М.: Прагматика культуры, 2003. — 204 с. — ISBN 5-7333-0232-2
  • Бадью А. Манифест философии. — СПб.: Аксиома, 2003. — ISBN 5-901410-29-7
  • Бадью А. Делез. «Шум бытия». — М.: Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004. — 184 с. — (Серия: Интеллектуальные биографии.) — ISBN 5-98392-007-3
  • Бадью А. Единица делится надвое // Синий диван. — 2004. — № 5.
  • Бадью А. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику?: Краткий курс метаполитики / Пер. с фр. Скуратова Б., Голубович К. под ред. Никифорова О. — М.: Логос, 2005. — 240 с. — ISBN 5-8163-0068-7
  • Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла. / Пер. В. Е. Лапицкого. — СПб.: Machina, 2006. — 126 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 3. Направленность слова «еврей» / Пер. М. Ю. Бендет. — СПб.: Академия Исследования Культуры (издательство), 2008. — 144 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози? / Пер. С. Л. Фокина. — СПб.: Академия Исследования Культуры (издательство), 2008. — 192 с.

Рецензии

Поделиться: