В списке ста самых влиятельных афроамериканцев за всю историю Ален Локк занял 36 место.
Ален Локк родился 13 сентября 1886 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье негритянских интеллигентов Плайни Локка (1850—1892) и Мери Хокинс Локк (1853—1922). В 1902 году закончил Центральную среднюю школу Филадельфии и продолжил обучение в Филадельфийской педагогической школе. В 1907 году Локк закончил Гарвардский университет всего за 3 года и получил степень по английской литературе и философии. Он стал первым афроамериканцем, получившим стипендию Родса. Также за время учёбы в Гарварде он удостоился престижной премии Bowdoin Prize за сочинение по английской литературе. После окончания Гарварда он попытался поступить в несколько гарвардских колледжей, однако везде получил отказ из-за цвета своей кожи. В конце концов он поступил в Хартфорд-колледж, где изучал литературу, философию, греческий и латынь. В 1910 он отправился в Европу, где год изучал философию в Берлинском университете, а затем учился в Коллеж де Франс в Париже.
Вернувшись в Америку, Локк получил должность профессора английского языка и литературы в Университете Говарда в Вашингтоне. Здесь он познакомился с афроамериканскими философами У. Дюбуа и Картером Вудсоном, оказавшими большое влияние на его философию.
В 1916 году Локк вернулся в Гарвард для работы над докторской диссертацией на тему «Проблема классификации теории ценностей». В ней он полемизировал над причиной воззрений и социальных отклонений и доказывал, что они не могут быть объективно правильными или ложными, стало быть, универсальными. Локк защитил диссертацию и стал доктором философии в 1918 году, после чего вернулся в Говард, где возглавил кафедру философии и занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1954 году.
Локк помогал многим чернокожим художникам, писателям и музыкантам, призывая их обращаться за вдохновением к Африке и использовать сюжеты из истории негритянского народа в своем творчестве. В марте 1925 года Локк выступил в качестве редактора специального выпуска журнала Survey Graphic, посвященное Гарлему и Гарлемскому ренессансу и знакомившее белых читателей с талантливыми афроамериканскими авторами. Это издание стало первой попыткой, представить афроамериканское насиление Америки вне рамок стереотипного мышления. В том же году он издал свою самую известную книгу, сборник афроамериканских писателей и поэтов, давший название целому культурному явлению — «Новый негр». Философия «Нового негра» основывалась на идее «строительства расы». Её главной составляющей стало осознание неизбежного равенства рас. При этом утверждалось, что отныне чернокожие не должны мириться с несправедливым положением, которое им отвели белые. Несмотря на формальное провозглашение равенства рас, на деле оно не соблюдалось. В «Новом негре» Локк предложил, что как только идея расового самосознания, уверенности и политической осведомленности возобладает в умах афроамериканцев, станет силой масс и воплотится в конкретные действия, чёрному населению Америки удастся добиться фактического равноправия.
Ален Локк был последователем Веры Бахаи. Он провозгласил свою веру в Бахауллу в 1918 году. В то время американские бахаи подтверждали свою приверженность этой религии, отправляя письмо Абдул-Баха. Так же поступил и Локк, получив в ответ от Абдул-Баха личное послание, или «скрижаль». После кончины Абдул-Баха в 1921 году Локк поддерживал близкие отношения с Шоги Эффенди, Хранителем Веры Бахаи. Хотя сложно сказать, насколько учение бахаи оказало влияние на философию Локка, многие его концепции согласуются с принципами Веры Бахаи. Шоги Эффенди в одной беседе с Локком отметил:
Именем Алена Локка названы школы в Лос-Анджелесе, Филадельфии, Индиане, академия в Чикаго и холл в Университете Говарда в Вашингтоне.