Ламартин, французский романист, родился в Маконе. Его родители были обедневшими дворянами. Отец его воспитал в преданности законной монархии; мать его была ревностная католичка. Детство и юношеские годы Ламартин провёл в обществе матери и пяти сестер; что, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нём особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности.
С детства любимым чтением Л. было Евангелие, а из французских поэтов — Расин. Школьное воспитание Ламартин получил сначала в Лионе, потом в иезуитской школе в Беллэ. Вернувшись на родину, он изучал классических авторов, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где, в рассказах об Эльвире, Леноре, Грациэле, переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом. Особенную роль в жизни Л. играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Л. печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге. Он много путешествовал, жил в Италии, пробовал счастья в дипломатической карьере.
В 1820 г. вышел его первый сборник стихов: «M?ditations», имевший сразу громадный успех; за ним последовали «Nouvelles M?ditations» (1823), «Harmonies» (1835), «Jocelyn» (1835), «Chute d’un Ange» (1838), «Recueillements po?tiques» (1839). В 1829 г. Ламартин избран был членом французской Академии; в 1832 г. он совершил большое путешествие по Востоку и описал его в «Voyage en Orient» (1835). Время с 1839 по 1849 г. — расцвет политической деятельности Ламартина (см. ниже). Последние двадцать лет жизни Ламартина полны были лишений и страданий. Литературное значение Ламартина основано главным образом на его первых стихотворных сборниках. Французская критика единогласно признает автора «M?ditations» одним из величайших поэтов Франции.
Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Ламартин — не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своего времени, не имел литературного самолюбия (его физическая красота и элегантная аристократическая осанка более удовлетворяли его, чем литературный успех) и сам называл себя дилетантом -«curiosus litterarum», вроде друзей Горация и Виргилия. В своих первых стихотворениях Ламартин подражал Вольтеру, Парни и шуточному жанру Грессэ. Большие философские его поэмы в александрийских стихах («L’homme», «La Pri?re», "L’Immortalit? "), его оды (например, «Enthousiasme») и некоторые стансы повторяют манеру Ж.-Б. Руссо и других поэтов XVIII в. Шатобриан, Гете, мадам де Сталь приобщили его к духу времени; под их влиянием окреп лирический талант Ламартина, искавший только рамок для отражения своего внутреннего мира.
Темой его поэзии, субъективной и отчасти ораторской, стала намеченная уже до него мадам де Сталь «загадочность человеческой судьбы»; её главное содержание — «грустно созерцательное настроение, уединение лесов, беспредельность горизонта, звездное небо, вечность и бесконечность, таящиеся в душе христианина». Шатобриан внес идею христианства в художественную прозу, Ламартин внес глубокое христианское настроение в поэзию; эти черты объединяют двух великих представителей романтизма. Но Шатобриан, поэт страсти и ярких красок, вводит в религию элемент любви и страсти, его христианство полно чувственности и жизнерадостности; Ламартин, в котором вера — дело природного инстинкта и воспитания, воспевает любовь, очищенную и одухотворенную скорбью и близостью надвигающейся или уже наступившей смерти.
Это — та личная нотка, которую Ламартин внес в романтическую поэзию: он создал элегию. «Lac», «Isolement», «A Elvire», «Le Vallon», «Crucifix» и др. составляют вечные памятники его славы и дышат неподдельным, искренним чувством, гораздо более, чем длинные поэмы — «Jocelyn», «Chute d’un Ange», где поэтические красоты чередуются с риторической декламацией. В поэзии Л. женщина является посредницей между земной жизнью и высшим, божественным миром; скорбь при мысли об утраченной возлюбленной окрашивается глубокой верой в бессмертие. Сочетание поэтической меланхолии с инстинктивной верой составляет главное обаяние поэзии Ламартина, не отличающейся новизной замысла. Bce дело в непосредственности чувства, которым дышит, например, «Lac», где старая мысль о бренности земного счастья облечена в неподражаемо трогательную форму. В лирических сборниках, явившихся после первых «M?ditations», религиозное настроение все более усиливается и выливается в гимны, проникнутые христианским смирением. «Harmonies» более музыкальны по языку, но уступают «M?ditations» по нежности формы.
См. Ch. de Pomerols, «Lamartine» (П., 1889); Felix Reyssi ?, «La jeunesse de L.» (П., 1892); Chamboran de Perissat, «Lamartine inconnu»; E. Deschanel, «Lamartine» (П., 1893); F. Bruneti ?re, «Evolution de la po?sie lyrique en France»; E. Faguet, «Etudes sur le XIX s.»
В молодости Ламартин служил в королевской гвардии, с 1823 по 1829 г. был секретарём посольства в Неаполе и во Флоренции. Кн. Полиньяк предложил ему место главного секретаря мин. иностр. дел, но Ламартин отказался, так как не разделял реакционных взглядов этого кабинета. В том же 1829 г. он был назначен посланником при герцоге Леопольде Саксен-Кобург-Готском. Узнав об июльской революции, Ламартин подал в отставку. Избранный, в 1833 г., в палату депутатов, он в первой же речи объявил себя независимым консерватором. В политике он, прежде всего, моралист, в социальных вопросах — проповедник прогресса и религиозной терпимости, защитник свободы и пролетариата. Блестящие его речи волновали палату и с жадностью читались.
Определенных политических планов у Л. не было; он поддерживал консервативный кабинет Моле, а когда приверженцы последнего предложили ему председательство в палате, Л. отказался, заявив, что он прогрессист, а они — консерваторы. В 1840 г., противодействуя политике Тьера по вост. вопросу, Ламартин высказался за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь — России, Египет — Англии, а Сирию — Франции. С 1843 г. он становится решительным противником консервативного направления Гизо. Слава Л. достигла своего апогея в 1847 г., когда он выпустил в свет «Историю жирондистов». Впечатление получилось громадное. В этой увлекательно написанной книге Л. дает блестящую апологию жирондистов. Научного здесь очень мало; это — ряд блестящих портретов и описаний, проникнутых республиканским настроением.
После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848 г.) Л. решительно восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Ламартин взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Ламартин немедленно провозгласить республику, в которой он, благодаря таланту и красноречию, явился посредником между консерваторами и крайними. В эти бурные дни Ламартин обнаружил большое мужество и такт. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Ламартин произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трёхцветное знамя(в противоположность красному).
4-го марта Ламартин отправил к европейским дворам манифест в миролюбивом духе. Ряд народных манифестаций (в марте и апреле) заставил Л. прибегать к вооружённой силе. Спокойствие восстановлялось, но популярность Л. падала. Выбранный в 10-ти департаментах депутатом в учредительное собрание, Ламартин был выбран собранием в члены исполнительной комиссии. Восстание 15 мая было подавлено, благодаря распорядительности Л. Это был последний день его славы. Желая всех примирить, он никого не удовлетворял. Собрание отвергло предложение Л. о недопущении в его среду Луи-Бонапарта, а сближение Л. с Ледрю-Ролленом и ген. Кавеньяком оттолкнуло от него и консерваторов, и радикалов. Июньские дни положили конец его участию в управлении. В вопросе о выборе президента республики Ламартин разошелся с Греви, предлагавшем предоставить избрание президента республики не народу, а палате. На выборах в президенты Ламартин получил очень мало голосов. Даже в законодательное собрание 1849 г. он не был выбран, хотя выступил кандидатом в 10-ти департаментах.
Возвратясь к литературной деятельности, он основал и редактировал политический журнал «Conseiller du peuple». В его «Civilisateur» (1851) интересны биографии великих людей, особенно Цезаря — сатира против Наполеона. В 1848 г. Л. написал «Trois mois au pouvoir», в 1849 г. — «Histoire de la r?volution de f?vrier». В «Histoire de la Russie» (1855), «Histoire de la Turquie», «Histoire des Constituants» выразился упадок таланта Л. В его «Histoire de la Restauration» (1851—63) много драматических страниц и художественных очерков, но научного значения она также не имеет.
На русский переведена «История жирондистов» (СПб. 1871, первые 2 тома).