Популярные

Альфонс де Невиль

французский художник-баталист
Биография

Биография

Дебютировал в 1859 году картиной из крымской кампании «Батальон стрелков на батарее Жерве». Писал также картины на темы итальянской кампании 1859 года и Мексиканской эеспедиции, но не проявил ничего выдающегося.

Но грянула гроза 1870 года — и Невиль сразу создал себе имя. Принимая близкое участие в войне, сначала подпоручиком в батальоне парижских мобилей, a после при штабе генерала Кайе, коменданта Бельвильского сектора, Невиль отлично изучил характер военных действий под Парижем и дал в своих произведениях разнообразную и яркую картину их.

Одна из первых же его картин после войны, появившаяся в 1873, — «Последние патроны» («La derni?re cartouche»), произвела сенсацию в Париже и сделала имя художника широко популярным. В ней французское общество видело, по выражению одного историка, «символ всего героического в несчастной армии и всех жестокостей судьбы, выпавших на ее долю».

Тем же искренним патриотическим одушевлением и приемами здорового реализма отличаются и последующие его произведения. Невиль редко давал широкие картины боев, массовых движений, кроме большой панорамы «Сражение при Шампиньи» («La bataille de Champigny») созданной им совместно с Детайлем; можно назвать, пожалуй, только «Атаку драгун при Гравелоте» — большинство же произведений изображает отдельные эпизоды современного ему боя, где инициатива небольших групп и отдельных воинов выражается особенно ярко. От этого его картины не только не проигрывают, а, наоборот, выигрывают в величии и драматизме.

Лучшие его вещи — «Бурже» («La bataille du Bourget» и «Le repos apr?s la bataille du Bourget»), «Кладбище Сен-Прива»(«Le cimeti?re de Saint-Privat»), «Защита ворот Лонгбуайо»(«La d?fense de la porte de Longboyau») — рисуют ту же упорную стойкость незаметных героев.

Художник всюду следует за ними, рисуя их в тревоге внезапного нападения («Surpise au petit jour»), в преследовании врага, занимающегося грабежом («Surprise d’une maison»), при поджигании занятого неприятелем дома («Surprise d’une maison»), во время ожесточёного боя на полотне железной дороги, в церкви, на крышах домов.

Далее следуют многообразные сцены разведок, разрушения телеграфа, обыска проносителя депеш; проходят пленные, раненые, дезертиры, шпионы, «вольные стрелки», парламентёры, и, наконец, в ряде блестящих рисунков и бойких «Croquis militaires» бесконечная галерея военных типов — офицеров, подвижного, интеллигентного французского солдата всех родов оружия и своеобразных, нагруженных всяким скарбом «тюркосов», зуавов.

Все изображения полны движения, характерности, серьёзного взгляда и прочувствованного без слащавости — отношения к своим серьёзным, подчас трагическим темам. Изредка в его картинах звучит нота беззаботного веселья или юмора («Концерт на аванпостах», «Выступление батальона»), и эта неизменная черта национального характера дополняет жизненную правду общего впечатления от его труда.

Заслуга Невиля в батальной живописи велика.

Вместе со своим сверстником, Детайлем (Edouard Detaille), он окончательно порвал с парадным приукрашиванием действительности, с тем шаблоном условности, который присущ был старым баталистам; смотря суровой действительности прямо в глаза, он выдвинул на первыйй план роль и судьбу каждой отдельной единицы, того целого, что называется войском; личной особенностью его дарования была та захватывающая сила трагизма, которая проникает лучшие его произведения.

Специально для Франции он имел особое значение, ярким изображением моральной стойкости французского солдата сумев придать «ореол поражению» и тем подняв дух своих соотечественников.


Источники

  • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. — СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911—1915. — Т. 16.
Поделиться: