Семья
Двоюродный брат А. Г. Шнитке — правозащитник и общественный деятель Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост». Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.
Родители Шнитке между собой говорили по-немецки и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.
Музыкальное образование
Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты «?sterreichische Zeitung». По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс».
Биография
С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК имени П. И. Чайковского. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам.
В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории.
В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Награды и премии
- Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1986) — за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем...», «И с вами снова я...», «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», созданным режиссёром Андреем Хржановским по рисункам и текстам А. С. Пушкина.
- Государственная премия РФ (1995).
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Особенности музыкального мира Шнитке
Творчество Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат. Заметно преобладание инструментальных жанров.
Основные произведения
Сценические произведения
- 1962 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована
- 1991 — Жизнь с идиотом. Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева
- 1993 — Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера.
- 1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.
- 1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
- 1985 — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.
- 1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.
- 1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).
Сочинения для оркестра
(в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)
- 1957 — Симфония «нулевая» в 4 частях.
- 1972 — Симфония № 1 в 4 частях.
- 1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях.
- 1981 — Симфония № 3 в 4 частях.
- 1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная.
- 1988 — Симфония № 5 / Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
- 1992 — Симфония № 6 в 4 частях.
- 1993 — Симфония № 7 в 3 частях.
- 1994 — Симфония № 8 в 5 частях.
- 1997—1998 — Симфония № 9 в 3 частях.
- 1977 — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях.
- 1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях.
- 1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных.
- 1988 — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
- 1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой.
- 1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.
- 1957 — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962).
- 1960 — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro.
- 1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato.
- 1966 — Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный.
- 1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.
- 1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный).
- 1978 — Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato.
- 1984 — Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) - Lento.
- 1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo.
- 1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo.
- 1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный.
- 1989 — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный.
- 1990 — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave.
- 1994 — Концерт для троих для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа].
- 1997 — Концерт для альта и малого оркестра (не опубликован; находится на стадии расшифровки).
- 1966 — Вариации (коллективные) на темы Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского для симфонического оркестра. Авторы: М. И. Чулаки, А. Н. Александров, Е. К. Голубев, С. А. Баласанян, В. Г. Фере, Д. Б. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Н. Сидельников, А. Я. Эшпай, Р. К. Щедрин.
- 1968 — Pianissimo…
- 1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.
- 1979—1980 — Пассакалия
- 1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.
- Увертюра
- Детство Чичикова
- Портрет
- Шинель
- Фердинанд VIII
- Чиновники
- Бал
- Завещание
- 1984—1985 — Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).
- 1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру).
- 1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных.
- 1992 — Hommage ? Grieg (Посвящение Григу).
- 1994 — Симфонический пролог для оркестра.
- 1994 — For Liverpool для оркестра.
Вокальные и хоровые произведения
- 1965 — Три стихотворения М. И. Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано.
- 1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
- 1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).
- Дурные монахи;
- Песнь о любви;
- О театре;
- Друзьям;
- Песня мародёров;
- Надежда;
- Горная дорога;
- Прошение.
- 1977 — Магдалина для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).
- 1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера.
- I. Sur une etoile;
- II. Entfernung;
- III. Reflection.
- 1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля.
- 1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.
- «Wer Gedichte macht…» (без названия);
- Der Geiger (Скрипач);
- Dein Schweigen (Твоё молчание).
- 1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке).
- 1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.
- 1958 — «Нагасаки», оратория для хора и симфонического оркестр в 6 частях.
- 1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.
- 1976 — Der sonnengesang des Frany von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе).
- 1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.
- 1983 — Seid nuchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.
- 1984 — Три хора для смешанного хора a capella.
- Богородице Дево радуйся;
- Господи Иисусе Христе;
- Отче наш.
- 1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:
- «О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;
- «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;
- «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;
- «Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим».
- 1987 — Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение — 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский).
- Плакася Адамо предъ раемо съдя;
- Приимя мя, пустыни, яко мати чадо свое;
- Сего ради нищъ есмъ;
- Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши;
- Окаянне убогыи человъче!;
- Зря корабле напрасно приставаема;
- Душе моя, како не устрашаешися;
- Аще хощеши победити безвремянную печаль;
- Воспомянух житие свое клироское;
- Придъте, христоносении людие;
- Наго изыдохо на плачь сеи;
- Без слов.
- 1989 — Er?ffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа.
- 1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра.
- 1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного оркестра.
- 1994 — Lux Aeterna для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.
Сочинения для клавишных инструментов
- 1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано
- 1965 — Импровизация и фуга для фортепиано
- 1965 — Вариации на один аккорд для фортепиано
- 1971 — Восемь детских пьес для фортепиано.
- 1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук.
- 1987 — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва).
- 1990 — Три пьесы для клавесина
- 1990 — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.)
- 1990 — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca - Allegro moderato.
- 1992 — Соната № 3 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro.
- 1994 — Сонатина для фортепиано в 4 руки.
Электронная музыка
Музыка к фильмам
- 1962 — Вступление;
- 1963—1964 — Вызываем огонь на себя;
- 1965 — Похождения зубного врача;
- 1966 — Дневные звёзды;
- 1967 — Дом и Хозяин, Комиссар;
- 1967—1987 — Ангел (к/а «Начало неведомого века», новелла первая);
- 1968 — Шестое июля;
- 1969 — Балерина на корабле;
- 1969 — Ночной звонок;
- 1969 — Вальс;
- 1970 — Белорусский вокзал;
- 1970 — Дядя Ваня;
- 1970 — Спорт, спорт, спорт;
- 1970 — Чайка;
- 1971 — Ты и я,
- 1971 — Последний рейс «Альбатроса»;
- 1971 — Наш Гагарин;
- 1971 — Выше голову;
- 1972 — Горячий снег;
- 1972 — На углу Арбата и улицы Бубулинас;
- 1972 — Право на прыжок;
- 1972 — Чили в борьбе, надежде и тревоге (документальный);
- 1973 — Города и годы;
- 1974 — Выбор цели, Осень;
- 1974 — И всё-таки я верю…;
- 1974—1981 — Агония;
- 1975 — Рикки-Тикки-Тави;
- 1976 — Белый пароход;
- 1976 — Клоуны и дети;
- 1976 — Восхождение;
- 1976 — Повесть о неизвестном актёре;
- 1976 — Приключения Травки;
- 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил;
- 1977 — Счёт человеческий;
- 1978 — Отец Сергий;
- 1979 — Парадоксы эволюции (документальный);
- 1979 — Маленькие трагедии;
- 1979 — Фантазии Фарятьева;
- 1979 — Экипаж;
- 1980 — Лариса;
- 1981 — Звездопад;
- 1982 — Прощание;
- 1982 — Сказка странствий;
- 1982 — Крепыш;
- 1984 — Мёртвые души;
- 1985 — Любимец публики;
- 1988 — Шаг (используемая музыка);
- 1988 — Балкон (используемая музыка);
- 1989 — Иной (используемая музыка);
- 1989 — Посетитель музея;
- 1990 — Я сюда больше никогда не вернусь (используемая музыка);
- 1990 — Сфинкс (используемая музыка);
- 1990 — Воспоминания без даты;
- 1992 — Присутствие (используемая музыка);
- 1993 — Владимир Святой;
- 1994 — Мастер и Маргарита;
- 1996 — Страх, чёрное и белое (используемая музыка).