Популярные
На фото Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

советская и российская актриса театра и кино
Дата рождения:
1934-12-08
Биография

8 декабря 1934 года в Ленинграде, в доме, стоявшем недалеко от Исаакиевского собора и Медного всадника, родилась девочка Алиса. Предками ее отца, актера Бруно Артуровича Фрейндлиха, были немецкие художники-стеклодувы, осевшие в России во времена Петра I. Мать Алисы, Ксения Федоровна, приехала в Ленинград из Пскова и поступила в северной столице на драматические курсы Театра рабочей молодежи, где и познакомилась со своим будущим мужем.

Перед началом войны Бруно Фрейндлих уехал вместе с театром в Ташкент, потом на Урал, а потому Ксения Федоровна и Алиса избежали репрессий, от которых пострадали потомственные немцы. Всю войну мать и дочь провели в Ленинграде и сумели выжить во время блокады. Ксения Федоровна, оставившая сцену еще до войны, работала на одном из заводов и в театр так и не вернулась, почти всю жизнь трудилась бухгалтером в ленинградской сберкассе. Бруно Фрейндлих вернулся из эвакуации с новой женой, тоже родившей ему дочку.

В конце 1945 года Алиса переехала вместе с матерью в Таллинн, к своим родственникам, но через три года они снова оказались в Ленинграде. К этому времени Алиса перешла в шестой класс и, начав изучать физику и химию, из отличницы превратилась в троечницу – технические науки стали для девочки, по ее же словам, «темным лесом». Зато она с огромным удовольствием ходила в школьный театральный кружок, воплощая свою мечту об актерской профессии. Секретам актерского мастерства юных актеров обучала Мария Александровна Призван-Соколова, прекрасная актриса и преподаватель.

На выбор будущей профессии оказал влияние и Бруно Фрейндлих. Мать не мешала девочке встречаться с отцом, но встречи эти все равно были тайными – вторая жена Бруно Артуровича была категорически против общения мужа с дочерью от первого брака. Только через много лет Алиса познакомилась и подружилась со своей сводной сестрой Ириной. Тем не менее, с отцом она общалась достаточно часто, бывала в театре, наблюдая за его игрой, и знала о буквально рыцарском отношении отца к сцене.

В 1953 году Алиса окончила школу. Поступать она собиралась в театральное, но колебалась между драматической и оперной сценой – у девушки вдобавок к таланту было меццо-сопрано, сильный и высокий голос. От оперной карьеры ее отговорил отец, назвав причиной хрупкое телосложение Алисы, и она решила поступать в Театральный институт имени Островского. Готовиться к экзаменам ей помогли Мария Александровна Призван-Соколова и ее муж, театральный режиссер Павел Кардович Вейсбрем, давно разглядевшие в девушке большой дар. Актерский класс в том году набирал Борис Вульфович Зон, воспитавший целую плеяду прекрасных советских актеров. По слухам, он не любил артисток с внешностью «травести», и Алиса смертельно боялась выступать перед ним – но творческий экзамен сдала очень успешно, покорив чтением гоголевского диалога всю приемную комиссию.

Будучи студенткой, Алиса Фрейндлих получила множество наград и благодарностей, в том числе благодаря своей образцовой учебе. На втором курсе состоялся ее дебют в кино – это были эпизодические роли в картинах «Таланты и поклонники» и «Неоконченная повесть». Тогда же у Алисы начался первый роман, и вскоре она вышла замуж за однокурсника, Владимира Карасева. Брак этот оказался чисто студенческим – после получения институтского диплома Алиса и Владимир развелись.

Дипломный спектакль, в котором Алиса Фрейндлих играла главную роль, назывался «Мораль пани Дульской». После выпуска ее приняли на сцену Ленинградского драмтеатра имени Комиссаржевской, и поначалу молодая актриса выступала на этой сцене в амплуа травести. Но даже мальчиков Алиса играла так талантливо, что получила вскоре главную роль – Маши в спектакле Ласкина «Время любить». С нее и началось превращение Алисы Фрейндлих в мелодраматическую актрису. В те же годы актриса снялась в фильмах «Город зажигает огни» (роль Зины Пичиковой, 1958 год) и «Повесть о молодоженах» (роль Гали, 1959 год).

В конце пятидесятых Алиса познакомилась с Игорем Владимировым, театральным режиссером, и в 1961 году, поддавшись его уговорам, перешла на работу в Театр Ленсовета, который Владимиров возглавил. Игорь Петрович, по словам самой Фрейндлих стал не только ее режиссером, но и лучшим учителем, сумев раскрыть все грани таланта актрисы. Специально для Алисы он поставил спектакль «Варшавская мелодия», восстановил спектакль «Таня» по пьесе Арбузова. Великолепна была Фрейндлих и в роли Джульетты в постановке шекспировской трагедии (1964 год). Очень скоро она стала примой театра и играла с полной отдачей, не обращая внимания на невероятные нагрузки. Публика утверждала, что все ее слова, произнесенные со сцены, были полны особого душевного смысла, и любой бытовой эпизод актриса умела возвысить до поэзии. Одной из самых лучших ролей Алисы Фрейндлих в Театре Ленсовета стал образ Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании».

Творческая карьера Фрейндлих кино складывалась далеко не так гладко, как в театре. Ей доставались небольшие роли, а на главные часто избирались другие актрисы. Кроме того, Алисе Бруновне нередко приходилось отказываться от съемок из-за занятости в театре. Интересным стал фильм «Похождения зубного врача» режиссера Элема Климова, вышедший в 1965 году, но эта лента в силу политической ситуации в стране долго пролежала «на полке».

В 1967 году Эльдар Рязанов написал «Зигзаг удачи», киноповесть, в которой роль Алевтины была предназначена именно Алисе Фрейндлих, но в этот раз съемкам помешала беременность – к тому времени актриса уже была замужем за Игорем Владимировым, и в 1968 году у них родилась дочка Варвара.

Первой серьезной работой Фрейндлих в кинематографе стала роль Анны в киноповести «Анна и Командор» Евгения Хринюка, вышедшей на экраны в 1974 году. А еще через два года Эльдар Рязанов пригласил Алису Бруновну на роль Калугиной в фильме «Служебный роман». Чтобы воплотить этот образ, актрисе пришлось пожертвовать собственным обаянием, показав на экране серую, некрасивую начальницу, настоящий «синий чулок». Ее героиня расцвела лишь во второй серии картины, на глазах превратившись в очаровательную и совсем еще молодую женщину. В поисках костюма для Людмилы Прокофьевны актриса обшарила всю гардеробную киностудии «Мосфильм», пока не нашла, наконец, отвратительный кримпленовый костюм, способный испортить даже фигуру Фрейндлих.

Дуэт Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих покорил сердца всех советских зрителей. Фильм «Служебный роман», появившийся на экранах в 1978 году, получил славу, не померкнувшую и по сей день, а в год его выхода журнал «Советский экран» признал Алису Фрейндлих лучшей актрисой года.

В 1977 году Фрейндлих снялась вместе с Игорем Владимировым в мелодраме по пьесе Арбузова «Старомодная комедия». А в следующем году она сыграла сразу две роли – возможно, лучшие за всю ее кинокарьеру.

Фантастическая притча «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского сильно отличается от повести Стругацких «Пикник на обочине», по мотивам которой, собственно, поставлен фильм. Тем не менее, фильм этот вызвал немало и похвал, и нелестных отзывов, но игра актеров в нем неоспоримо великолепна. Алисе Фрейндлих довелось сыграть в этой неоднозначной ленте совсем небольшую роль – жены главного героя, но, пожалуй, ни в каком другом образе актрисе не удалось с такой силой раскрыть свой талант и показать зрителям всю глубину спрятанного и невыносимого страдания.

В знаменитом фильме «Д'Артаньян и три мушкетера», также вышедшем в 1979 году, Алиса Бруновна сыграла Анну Австрийскую, сумев сделать свою героиню не только королевой, но и совершенно земной женщиной, которой не чужды ни любовь, ни страх, ни ревность, ни торжество победы.

В 1981 году Алиса Бруновна получила звание народной артистки СССР. Тогда же распался ее брак с Игорем Владимировым. До 1983 года она продолжала работать в Театре Ленсовета, а потом перешла в Большой Ленинградский драматический театр имени Горького (впоследствии БДТ имени Товстоногова). В этот момент у нее возник роман с Юрием Соловьем, актером театра Ленсовета и художником-самоучкой. Третий супруг был младше ее на пятнадцать лет – почти столько, но в обратную сторону, разделяло Алису Бруновну с Игорем Владимировым.

На сцене Большого драматического театра актриса дебютировала в роли Ирины в спектакле по пьесе Володина «Киноповесть с одним антрактом». Еще одна крупная работа Алисы Бруновны – роль леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь» по Шиллеру. В этом спектакле она впервые работала вместе с Темуром Чхеидзе (после смерти Товстоногова в 1989 году ставшего руководителем театра). В 1995 году на сцене Большого драматического театра актриса создала образ леди Макбет, осуществив свою заветную мечту.

Помимо работы на сцене, Алиса Фрейндлих в те годы плодотворно играла и в кино – в фильмах «Успех», «Опасный возраст», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» и многих других. Кстати, для роли Серафимы ей пришлось похудеть на семь килограммов. Но самой успешной ролью Фрейндлих в восьмидесятые годы стала Харита Игнатьевна Огудалова, обедневшая дворянка из «Бесприданницы» Островского, которую экранизировал в 1984 году Эльдар Рязанов. Художественный совет фильма «Жестокий романс» не хотел утверждать актрису в этой роли, но режиссер настоял на своем и, естественно, не ошибся.

Творческие успехи актрисы не принесли ей счастья в личной жизни – в 1990 году актриса развелась с Юрием Соловьем, по ее словам, из-за беспрерывных стрессов, но зато по обоюдному согласию. А вскоре последовали политические перемены в стране, и у кинематографистов тоже начались проблемы. В 1992 году вышло продолжение «Мушкетеров», в 1993 – заключительная их часть, но особого успеха эти фильмы не имели. В 1994 году Алиса Фрейндлих великолепно сыграла писательницу Ирину Дмитриевну в фильме «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского. Эта роль принесла ей премию «Ника» как лучшей актрисе второго плана.

В 2002 году на экраны вышел сериал «Женская логика», где актриса играет Ольгу Петровну Туманову, неугомонную пенсионерку, страстную почитательницу детективов, ставшую по воле судьбы расследовать убийство. Сериал обрел большую популярность, и вышло четыре его продолжения.

В художественном кино Алиса Фрейндлих появилась в 2004 году в фильме «На Верхней Масловке». Фильм был воспринят критиками очень неоднозначно, в отличие от актерской игры Алисы Бруновны, как всегда оказавшейся на высоте. Из последних работ актрисы самой удачной, пожалуй, можно считать картину «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», в которой она сыграла мать Иосифа Бродского.

И все же Алиса Фрейндлих – актриса более театра, чем кино, удостоившаяся множества государственных и национальных премий и пяти орденов. До сих пор ее называют «первой леди» питерской сцены – а когда имя Фрейндлих стоит в театральной афише, зал всегда полон зрителей, пришедших увидеть свою любимую актрису.

Поделиться: