Популярные
На фото Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская

советская и российская актриса
Дата рождения:
1944-12-19
Биография

Детство сестер Вертинских было несомненно счастливым. Александр Николаевич никогда не воспитывал дочерей – только говорил, что страдает от их шалостей, и девочки очень старались не заставлять его страдать. В восхищение его приводили, в основном, высокие отметки по пению, а остальное интересовало очень мало. Настя безмерно любила отца и страшно ревновала его к сестре. По словам актрисы, в ее связи с отцом было что-то мистическое, и даже после его смерти Анастасии казалось, что он незримо ограждает свою дочь от бед и проблем. Александр Николаевич умер от болезни сердца, когда Насте не сравнялось еще и тринадцати лет, и это стало самой большой трагедией ее жизни. Уже став взрослой и осознав значение личности Вертинского, актриса назвала его «бриллиантом в короне русской культуры».

Родители считали, что девочкам необходимо всестороннее образование, но особенное значение придавали музыке и иностранным языкам. Отец ни в коем случае не хотел, чтобы Маша и Настя стали актрисами. Он очень хорошо знал все закулисные нюансы и всегда говорил, что вполне можно быть средненьким инженером, а вот средним артистом быть плохо. Тем не менее, обе дочери Вертинского пошли по его стопам, выбрав профессией сценическое искусство.

Маленькая Настя мечтала стать балериной, но в училище ее не взяли – хрупкая и изящная Анастасия в детстве была слишком «крупной» для балета. Потерпев эту неудачу, она решила, что будет переводчиком, но и эта мечта не сбылась. В пятнадцать лет, узнав о пробах для экранизации «Алых парусов» Александра Грина, Настя отправилась на киностудию «Мосфильм». Ее короткая стрижка и спортивный костюм не впечатлили режиссера Александра Птушко, но когда на девочку надели платье и длинный парик, подчеркнувшие ее выразительную внешность, вопрос был решен. Анастасию Вертинскую утвердили на главную роль в «Алых парусах».

Первые в жизни съемки оказались для Насти очень сложными – дебютантка совершенно не представляла, как вести себя перед камерой, а позже с большой неохотой вспоминала об этой работе. Зато о своих партнерах по съемочной площадке она отзывалась тепло – особенно о Василии Лановом.

Фильм «Алые паруса» вышел на экраны в 1961 году и обрел огромную популярность. Правда, всесоюзная слава заставила Настю буквально возненавидеть это прекрасное кино – красавицу Ассоль узнавали на улицах, и  юная актриса лишилась возможности спокойно сходить в магазин… И это было только начало. В том же году Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский пригласили Вертинскую на главную роль в экранизации романа Беляева «Человек-амфибия».

Значительно позже, сравнивая свои первые и, пожалуй, самые «звездные» роли с более зрелыми, Анастасия утверждала, что смотрит эти фильмы так, как рассматривают собственные детские фотографии – с нежностью и смехом. Но во время съемок «Человека-амфибии» ничего подобного она, конечно, не думала и работала с огромным желанием и полной отдачей. Ради роли Гуттиэре Вертинская научилась плавать, отказалась от дублеров, ныряла без акваланга в ледяную воду и подолгу находилась на глубине.

Как и «Алые паруса», фильм «Человек-амфибия» стал классикой советского кино. Его премьера состоялась в январе 1962 года, и картина стала лидером проката, собрав за год 65,5 миллионов зрителей – почти в три раза больше, чем «Алые паруса». «Человека-амфибию» немало критиковали, в том числе за частое появление Гуттиэре в купальнике, но никакая критика не сумела помешать триумфу. Фильм стал обладателем приза «Серебряный парус» на международном фестивале фантастического кино (Триест, 1962 год) и приза «Серебряный космический корабль» на первом международном фестивале научно-фантастического кино (Триест, 1963 год).

Несмотря на крайне отрицательное отношение к последствиям своей популярности, восходящая кинозвезда мечтала стать настоящей актрисой. Уже в год выхода «Человека-амфибии» Анастасия Вертинская начала работать в Московском театре имени Пушкина, а в 1963-м поступила в Щукинское театральное училище, где, кстати, уже училась ее сестра Марианна. Поступление это было отнюдь не удачным: Настя провалила вступительные экзамены, и пересдать ей разрешили исключительно из уважения к прогремевшим киноролям.

Оборотной стороны своей «звездности» Вертинская не избежала и в училище. По воспоминаниям однокурсников, вела она себя всегда сдержанно и достойно, хотя отлично понимала, что вызывает не только благоговение, но и зависть. Впрочем, всеобщее внимание к Анастасии вызывала не столько ее слава, сколько творческий подход к учебе. Любая ее работа больше походила на эксперимент, чем на выполнение поставленной задачи – Вертинская постоянно пыталась играть то, что не соответствовало ее амплуа, и очень часто игнорировала требования преподавателя.

Именно в студенчестве Анастасия получила одну из самых главных ролей в своей жизни – ей довелось сыграть Офелию в фильме Григория Козинцева «Гамлет». По мнению режиссера Вертинская полностью соответствовала шекспировскому образу: во время съемок ей не сравнялось еще и девятнадцати лет, а внешне Анастасия походила на женщин с портретов эпохи раннего Возрождения. Козинцев утверждал, что сердце актрисы заставила биться музыка Шостаковича – возможно, это действительно было так, ведь успех юной актрисы в этой роли оказался неоспоримым. По словам Вертинской, очень многое дало ей партнерство с Иннокентием Смоктуновским: именно благодаря ему Настя поняла, что актерская профессия – не просто ремесло, но и магическое таинство.

«Гамлет», вышедший на экраны в 1964 году, получил множество наград, и одной из них стал специальный приз на Венецианском кинофестивале. Вертинская обрела международную известность, за рубежом ее даже назвали «советской Вивьен Ли», и Анастасия наконец обрела уверенность, превратившись из «дочери Вертинского» в «настоящую актрису», доказав самой себе, что ее талант не зависит ни от фамилии знаменитого отца, ни от собственной красоты. Признали это и режиссеры: в экранизации «Анны Карениной» (1967 год) Александр Зархи снял Вертинскую в роли Кити Щербацкой, Сергей Бондарчук, снимавший «Войну и мир» (1968 год), увидел в ней Лизу Болконскую. Кинокритики высоко отметили эти работы актрисы – особенно в «Войне и мире», где Вертинская создала из небольшой роли неожиданно многоплановый образ. Дарование Анастасии в полной мере проявилось и в фильмах «Не горюй» (1969 год, режиссер Георгий Данелия, роль Мэри), «Случай с Полыниным» (1970 год, режиссер Алексей Сахаров, роль Галины Петровны), «Преждевременный человек» (1971 год, режиссер Абрам Роом, роль Ольги Борисовны), «Тень» (1971 год, режиссер Надежда Кошеверова, роль Принцессы).

Развивалась и театральная карьера Анастасии. Получив в 1967 году диплом Щукинского училища, она отыграла сезон в театре Вахтангова, а в 1968 году перешла на сцену «Современника», где работала до 1980 года. Театралы отмечали в ее сценической игре утонченность и внутренний психологизм. Но успех в театре пришел к Анастасии не сразу – в «Современнике» она начала получать серьезные роли лишь через два года. Ключевые роли Вертинской в этом театре – Раневская из чеховского «Вишневого сада», Оливия из шекспировской «Двенадцатой ночи». В 1980-м актриса перешла во МХАТ, где играла Нину Заречную в чеховской «Чайке», Валентину в пьесе Рощина «Валентин и Валентина», Доротею в «Прекрасном воскресенье для пикника» Уильямса.

К началу семидесятых произошло немало перемен и в личной жизни Вертинской. Вместе с Анастасией в Щукинское училище поступил Никита Михалков, и вскоре у молодых людей начался роман. Очень молодые и очень влюбленные, Никита и Настя не задумывались о том, на что и где им жить, да и поженились официально через полгода после рождения сына Степана. Их брак продлился всего года четыре, и сама Вертинская объясняла развод тем, что оба супруга слишком жаждали самоутверждения. Анастасия была готова пожертвовать чем угодно ради сцены, а Никите нужна была жена, жившая его интересами. В 1976 году Вертинская вышла замуж за певца и композитора Александра Градского, но семейная жизнь опять не сложилась. После этого Анастасия поняла, что ее характер для супружества не годится, и свобода ей гораздо дороже любых отношений. Комплексом «одинокой женщины» она так и не обзавелась – актрисе вполне хватало забот о сыне, а позднее о внуках, и выходить замуж она по сию пору считает поступком совершенно для себя бессмысленным.

Стать «советской актрисой» Вертинской так и не удалось, да и снимали Анастасию непростительно мало – в основном, из-за ее аристократической внешности. В 1975 году Питер Джеймс, главный режиссер Шеффилдского театра поставил «Двенадцатую ночь» с Вертинской в роли Оливии, и актриса впервые продемонстрировала зрителям ярчайшую комедийную грань своего таланта. В СССР в 1978 году вышла телеверсия этого спектакля. В том же году на экранах появился фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда», где Анастасия сыграла знаковую и одну из самых любимых своих ролей – великолепную Мону.

В 1989 году Вертинская поставила собственноручно написанную пьесу о своем отце – «Мираж, или Дорога русского Пьеро». Сама Анастасия и сыграла великого шансонье, использовав для этого грим «грустного клоуна». Тогда же она ушла со сцены и около двенадцати лет преподавала актерское мастерство в Оксфорде. Затем долгое время вела вместе с Александром Калягиным мастер-класс в парижской «Чеховской школе» и «Комеди Франсез», а также преподавала в «Школе европейского кино» в Швейцарии.

В 1994 году режиссер Юрий Кара начал снимать булгаковского «Мастера и Маргариту» и на роль Маргариты выбрал Вертинскую, сказав, что именно в ней нашел нужное сочетание «благородства, породы и крови». Этот фильм так и не вышел в прокат, но многие утверждают, что лучшей Маргариты, чем Анастасия Вертинская, просто невозможно представить.

Дальше были роль Атаманши в очень необычном фильме Абдулова «Бременские музыканты» (1999 год), игра в антрепризе «Имаго» (2002 год), авторство телепрограмм «Другие берега» и «Золотое сечение». От активной артистической деятельности Анастасия Александровна отошла, не желая, по ее словам, исполнять роли «мамы киллера». Но говорить о покое не приходится – Вертинская полна и сил, и новых идей. Она пишет книги, занимается благотворительностью, а основной своей миссией считает реставрацию песен отца.

Поделиться: