20 января 1976 года в семье ленинградцев Юрия Федоровича и Тамары Владимировны Волочковых родилась девочка Настя, будущая известная балерина. Ее отец избрал своей профессией спорт, а точнее – настольный теннис, и стал чемпионом СССР. Мать Насти, инженер по образованию, работала в Ленинграде экскурсоводом.
Воспитывали Настю в строгости, по ее мнению – даже чересчур, особенно мама, старавшаяся контролировать каждый шаг дочери. Но именно матери Анастасия Волочкова обязана своей карьерой: Тамара Владимировна сводила пятилетнюю девочку на «Щелкунчика». В тот знаменательный день, вернувшись из театра, Настя сделала из марли балетную пачку и принялась повторять увиденные на сцене танцы. С тех пор она буквально бредила балетом, и в 1986 году девочку отвели на вступительные экзамены в хореографическое училище – одну из старейших балетных школ в мире, Академию имени Вагановой.
Приемная комиссия жестоко разочаровала Настю, сообщив, что нужных данных у нее не имеется. Однако девочка так долго рыдала в коридоре Академии, что преподаватели все же приняли ее с испытательным сроком. Помогли будущей звезде вера в себя и упорный труд. Весь первый курс она мучительно осваивала дисциплину классического танца и сдала ее на «тройку». Два года спустя ее оценки были уже лучшими среди однокурсников, и на старших курсах Настя попала в группу Натальи Дудинской, известного педагога и знаменитой балерины.
На настоящую сцену Анастасия Волочкова вышла, еще не окончив училище. С 1994 года она начала работать в труппе Мариинского театра, исполняя главные партии в «Жизели», «Раймонде» и «Жар-птице». С Мариинским театром Анастасия гастролировала за рубежом, неизменно пользуясь успехом и у зрителей, и у критиков. В 1996 году юная балерина стала победительницей международного конкурса артистов балета в Киеве. Ее композиция называлась «Гибель богов. Вилисса» и имела огромный успех.
В 1998 году Владимир Васильев, художественный руководитель Большого театра, пригласил ее танцевать Царевну-лебедь в своей постановке балета «Лебединое озеро». В Большом театре Анастасия и продолжила свою карьеру. Она исполняла партии классического репертуара – Жизели, Раймонды, Феи Сирени в «Спящей красавице», Никии в «Баядерке», Китри в «Дон Кихоте», танцевала и в современных спектаклях, была участницей заграничных туров.
В то же время началась и самостоятельная гастрольная деятельность Волочковой. В 1998 году Наталья Дудинская предложила ей участие в постановке балета «Жизель» в Токио. В 2000 году Анастасия исполнила партию Авроры из «Спящей красавицы» на французской сцене, в составе труппы «Ballet Bordo». После этого Волочкову пригласили в Лондон на постановку «Спящей красавицы». Дерек Дин, британский хореограф, расширил до главной партию Феи Карабос, Анастасия исполнила ее в Лондонском королевском «Albert Hall of Arts and Sciences», и премьерный спектакль стал большим событием в Лондоне. Интерес английских театралов повлек за собой триумфальные гастроли Волочковой, состоявшиеся в 2001 году. На гастролях балерина танцевала Кармен в знаменитой «Кармен-сюите».
Сумасшедший успех Анастасии за границей соседствовал с неприятностями на родине: в 2000 году у балерины возник конфликт на постоянном месте работы. Из-за лондонского ангажемента Волочкова ограничила свои выступления в Большом театре второстепенными партиями. Это, естественно, не могло понравиться администрации, и Анастасии пришлось покинуть театр.
Примерно в это же время у балерины начался роман с бизнесменом Сулейманом Керимовым, но в 2003 году Анастасия прервала их отношения.
В 2001 году хореограф Юрий Григорович потребовал ее возвращения на сцену Большого театра, и Волочкова исполнила партию Одетты в «Лебедином озере». Ее великолепная работа в этом спектакле вызвала огромный резонанс в прессе и немало поспособствовала популярности Анастасии. В 2002 году балерине присвоили звание заслуженной артистки РФ. Но конфликт в театре не закончился: год спустя контракт Волочковой ограничили четырьмя месяцами, и в ответ она обратилась в суд. Судебное решение было вынесено в ее пользу, но из театра Анастасия все же ушла.
По словам самой Анастасии, она человек очень разносторонний и всегда хотела испытать себя в разных областях. В 2003 году рамки балета стали ей окончательно тесны, и Волочкова вступила в партию «Единая Россия», которую, правда, покинула спустя восемь лет. В 2004 году состоялся ее дебют в кинематографе – поклонники балерины смогли увидеть ее в главной роли детективного телесериала «Место под солнцем». В том же году вышла росийско-американская картина «Черный принц», где Анастасия вновь исполнила главную роль – Натали Гончаровой. На международном фестивале независимого кино в Нью-Йорке «Черный принц» получил Гран-при. Ну а в 2005 году балерина сыграла саму себя в популярном сериале «Не родись красивой».
В 2005 году в личной жизни Анастасии произошло очень серьезное событие: она родила дочку, которую назвала Ариадной. Отец девочки – бизнесмен и юрист Игорь Вдовин, за которого Волочкова через два года вышла замуж, правда, неофициально, а в 2008 году Игорь и Анастасия расстались.
Участвовала балерина и в знаменитом шоу Первого канала «Ледниковый период». Ее партнерами были фигуристы Антон Сихарулидзе и Максим Маринин. Также она попробовала себя в качестве певицы, выступив с композицией Игоря Николаева в «Рождественских встречах», концерте-фестивале Аллы Пугачевой.
Жизнь Анастасии Волочковой полна событиями и проектами, а пресса неустанно рассказывает об очередных скандалах, романах и прочих перипетиях, происходящих вокруг знаменитой балерины. Вероятно, именно это подвигло ее к написанию собственной биографии, которую Анастасия назвала «Историей русской балерины». Книга вышла в 2009 году и, разумеется, была встречена с огромным интересом.
В июне 2010 года балерина защитила диссертацию, темой которой стали творческие школы российских регионов, и получила степень магистра делового администрирования, а в 2011 году в Москве открылся первый творческий центр под руководством Анастасии Волочковой.
Анастасия уверена, что в жизни все происходит только так, как нужно, и каждый человек получает ровно столько испытаний, сколько может вынести. А пережить их, по мнению балерины, помогут простые и вечные вещи: красота, любовь, правда и доброта.