1975 г. окончил Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова; 1978 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук; 1991 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук; 1993 г. присвоено ученое звание профессора.
С 1989 г. по 2004 г. занимал должность декана Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова; с 2004 по 2006 г. являлся заведующим научно-исследовательской лабораторией Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России. В 2005 г. создал по рекомендации Европейской Ассоциации UNICA Международный институт Бизнес Тренинга как российский центр Болонского процесса в UNICA.
Научные интересы профессора Гретченко охватывают широкий спектр проблем экономической теории и практики, анализа состояния развития и внедрения многоуровневой системы образования и новых информационных технологий в системе высшего экономического образования в России.
Профессор Гретченко А. И. — известный в стране и за рубежом ученый в области подготовки специалистов с высшим экономическим образованием. Один из авторов разработки научных программ: «Народы России: возрождение и развитие», «Высшая школа России», «Федеральная программа развития образования», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
Автор серии книг и статей по теории, практике, анализу состояния и проблемам развития высшего экономического образования в России.
Весомый вклад внесен им в разработку научных проблем по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы».
Создал научную школу, в рамках которой под его руководством защищено свыше 70 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
1. Национальная экономика России. Учебник М.: Экономика, 2000 (Коллектив авторов) 2. Национальная экономика России. Учебник/ Под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002 (Коллектив авторов) 3. Институциональная экономика. Учебник. ИНФРА-М, 2005 (Коллектив авторов) 4. Болонский процесс. Монография. М.: Наука, 2005 5. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего экономического образования в России (теория, методология, практика) Учебное пособие. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2000. 6. Институциональная экономика — новый курс для магистров — XIV Международные Плехановские чтения. Сборник тезисов и докладов. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2001. 7. Перспективы развития новой специальности 351200 «Налоги и налогообложение» — XV Международные Плехановские чтения. Сборник тезисов и докладов. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2002. 8. Перспективы совершенствования видов государственного регулирования участия в инвестиционной сфере региона // Ж. Федеральные отношения и региональная социально-экономическая политика. — № 11, 2002 9. Роль государства в рыночной экономике. — В сб. Вопросы реформирования российской экономики. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2002. 10. «Узкие места» бюджета 2003 г. — XVI Международные Плехановские чтения. Сборник тезисов и докладов. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2003. 11. Российская приватизация на переломе: нерешенные проблемы трансакционных издержек и затрат. — В сб. научных трудов Денецкого нац. Тех. университета. Серия: Экономическая. Донецк, ДНТУ, 2004 12. Перспективы развития экономики Российской Федерации // ж. В мире права. -№ 3-4, 2004 13. «Болонизация» российского высшего образования: плюсы и минусы, за и против // ж. В мире права. -№ 3-4, 2005 14. Болонский процесс и российское высшее образование. — В сб. научных трудов ВГНА Министерства финансов России М.: ВГНА, № 2, 2005 15. Теория организации: разнообразие соглашений в развитой рыночной экономике — В сб. научных трудов Донецкого нац. Тех. университета. Серия: Экономическая. Донецк, ДНТУ, 2005 16. Проблемы многоуровневого образования в России и Болонский процесс — Материалы международной научно-практической конференции «Россия и интернационализация высшего образования» М.: МГУ; ТЕИС, 2005 17. ECTS — феномен новой философии российского высшего образования. Новосибирск, 2005 18. Ученики об учителях. Вестник РЭА, № 3, 2005 19. Циклический интеллект Болонского процесса. — В сб. научных трудов ВГНА Министерства финансов России. М.: ВГНА, 2005 20. Реперные резервы России (июньские тезисы). — В сб. Региональная безопасность развития: международный и национальный контекст. Минск, 2005 21. Деловое планирование — системообразующий элемент формирования регулируемого рынка — В сб. научных трудов ВГНА Министерства финансов России. М.: ВГНА, 2006 22. Высшее образование: проблемы периода трансформации. — XIX Международные Плехановские чтения. Сборник тезисов и докладов. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2006. 23. Европейский подход к гарантии качества высшего образования. Саратов. СГСЭУ, 2006 24. Автономизация высшего образования и Болонский процесс // Ж. Высшее образование, № 6, 2006
В 2009 г. вышла монография А. И. Гретченко «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство» (в соавторстве с А. А. Гретченко). Бюро Отделения экономики РАН в результате обсуждения указанной монографии пришло к выводу, что разрабатываемая в ней научная концепция открывает принципиально новое направление в системе высшего экономического образования в России.