Биография
Родившись в семье скрипача, с детства изучал музыку, хотя поначалу много рвения не проявлял. Но изучив вокал, хорошо зная итальянскую музыку, начал сам сочинять музыкальные произведения. Продолжил музыкальное обучение в Риме (1761 — февраль 1766). Там же, в Риме, в 1765 году была поставлена первая опера Гретри — «Сборщица винограда». Первая комическая опера «Изабель и Гертруда» была им сочинена на следующий год, в 1766 году в Женеве. На доме, где он тогда проживал по Большой улице (Grand-Rue), сейчас установлена памятная доска. С 1767 жил в Париже. Находился под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж.-Ж. Руссо.
Всего им было создано 15 опер и более 40 комических опер, благодаря чему Франция почитает его мэтром в этом жанре XVIII века. Будучи директором Королевской оперы, он не сразу принял Революцию и Наполеона, долго оставался верен королевской власти. Ария «О Ричард, мой король!» из оперы «Ричард Львиное Сердце» стала роялистским гимном во время Революции.
Награжден орденом Почётного легиона.
Был принят в 1795 году во Французскую Академию.
Жена: художница Жанна-Мария Грандон (Jeanne-Marie Grandon), дочь художника Шарля Грандона.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез (P?re-Lachaise) во Франции, но его сердце покоится отдельно в родном городе Льеже, перед Королевской Оперой Валлонии. Академия музыки Льежа носит его имя.
Мнения
Сочинения
- «Сборщица винограда» (La Vendemmiatrice) (1765)
- «Изабель и Гертруда, или Предполагаемые Сильфы» (Isabelle et Gertrude ou Les Sylphes suppos?s) (1766)
- «Браки самнитян» (Les Mariages samnites) (1768)
- «Знаток» (Le Connaisseur) (1768)
- «Гурон» (Le Huron) (1768)
- «Люсиль» (Lucile) (1769).
- «Говорящая картина» (Le Tableau parlant) (1769)
- «Момус на земле» (Momus sur la terre) (1769)
- «Сильван» (Sylvain) (1770)
- «Двое скупых» (Les Deux Avares) (1770)
- «Опыт дружбы» (L’Amiti? ? l'?preuve) (1770)
- «Друг дома» (L’Ami de la maison) (1771)
- «Земира и Азор» (Z?mire et Azor) (1771), опера-балет
- «Великолепный» (Le Magnifique) (1773)
- «Избранница из Саланси» (La Rosi?re de Salency) (1773)
- «Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь» (C?phale et Procris ou L’Amour conjugal) (1773)
- «Неверная магия» (La Fausse Magie) (1775)
- «Браках самнитян» (Les Mariages samnites) [новая редакция] (1776)
- «Пигмалион» (Pygmalion) (1776)
- «Любовь для любви» (Amour pour amour) (1777)
- «Матроко» (Matroco) (1777)
- «Суд Мидаса» (Le Jugement de Midas) (1778)
- «Три Возраста оперы» (Les Trois ?ges de l’op?ra) (1778)
- «Неверные понятия, или Завистливый любовник» (Les Fausses Apparences ou L’Amant jaloux) (1778)
- «Статуи» (Les Statues) (1778)
- «Непредвиденные события» (Les ?v?nements impr?vus) (1779)
- «Окассин и Николетта, или Обычаи хорошего старого времени» (Aucassin et Nicolette ou Les M?urs du bon vieux temps) (1779)
- «Андромаха» (Andromaque) (1780)
- «Эмилия, или Прекрасная рабыня» (?milie ou La Belle Esclave) (1781)
- «Колинетта при дворе, или Двойное испытание» (Colinette ? la cour ou La Double ?preuve) (1782)
- «Затруднение богатств» (L’Embarras des richesses) (1782)
- «Электра» (?lectre) (1782)
- «Колонны Алсид» (Les Colonnes d’Alcide) (1782)
- «Талия в новом театре» (Thalie au nouveau th??tre) (1783)
- «Караван Каира» (La Caravane du Caire), опера-балет (1783)
- «Теодор и Полен» (Th?odore et Paulin) (1784)
- «Ричард Львиное Сердце» (Richard C?ur-de-Lion) (1784). Ария «О Ричард, мой король!» стала роялистским гимном во время Революции. Романс из этой оперы был использован Чайковским в «Пиковой даме».
- «Сельское испытание» (L'?preuve villageoise) (1784)
- «Панург на острове фонарей» (Panurge dans l'?le des lanternes) (1785)
- «Эдип в Колонии» (?dipe ? Colonne) (1785)
- «Амфитрион» (Amphitryon) (1786)
- «Свадьба Антонио» (Le Mariage d’Antonio) (1786)
- «Ошибки сходства» (Les M?prises par ressemblance) (1786), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Gr?try)
- «Граф д' Альбер» (Le Comte d’Albert) (1786)
- «Туанетта и Луи» (Toinette et Louis) (1787), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Gr?try)
- «Английский заключенный» (Le Prisonnier anglais) (1787)
- «Тайный соперник» (Le Rival Confident) (1788)
- «Рауль Синяя Борода» (Raoul Barbe-Bleue) (1789)
- Aspasie (1789)
- «Пётр Великий» (Pierre le Grand) (1790)
- «Роже и Оливье» (Roger et Olivier) (1790)
- «Гильом Телль» (Guillaume Tell) (1791)
- «Сесиль и Эрмансэ, или Два монастыря» (C?cile et Ermanc? ou Les Deux Couvents) (1792)
- «Базиль, или К обманщику, обманщик с половиной» (а Basile ou ? trompeur, trompeur et demi) (1792)
- «Серафина, или Отсутствующая и присутствующая» (S?raphine ou Absente et pr?sente) (1792)
- «Конгресс королей» (Le Congr?s des rois) (1794)
- «Жозеф Барра» (Joseph Barra) (1794)
- «Дени-тиран, школьный учитель в Коринфе» (Denys le tyran, ma?tre d'?cole ? Corinthe) (1794)
- «Праздник разума, или Республиканская избранница» (La F?te de la raison) (1794)
- «Калиас, или Природа и родина» (Callias ou Nature et patrie) (1794)
- «Диоген и Александр» (Diog?ne et Alexandre) (1794)
- «Лисбет» (Lisbeth) (1797)
- «Анакреон у Поликрата» (Anacr?on chez Polycrate) (1797)
- «Цирюльник деревни, или Возвращение» (Le Barbier du village ou le Revenant) (1797)
- «Элиска, или Материнская любовь» (Elisca ou L’Amour maternel) (1799)
- «Каска и голуби» (Le Casque et les Colombes) (1801)
- «Зельмар, или Убежище» (Zelmar ou L’Asile) (1801)
- «Подготовка» (Le M?nage) (1803)
- «Уготованные девушки» (Les Filles pourvues) (1803)
- Балеты, романсы, реквиемы, симфонии, квартеты, концерты, камерные, инструментальные и другие музыкальные произведения.
Современные постановки
Время от времени произведения Гретри входят в репертуары современных европейских театров. Французское радио в 1974 году записало оперу «Земир и Азор», а в 1979 — «Ричард Львиное сердце». Итальянский Интернациональный оркестр под управлением Франческо Визиоли в 1991 году сделал запись оперы «Тиран Дени». Известны Лондонские постановки, Венские и т. д. Московский театр «Геликон-опера» обратился к постановке его «Петра Великого». Летом 2008 года в летней резиденции графа Шереметева — музее-усадьбе «Кусково» — прозвучала комическая опера Андре Гретри «Опыт дружбы», которая входила в репертуар Шереметевского крепостного театра и в которой дебютировала одиннадцатилетняя крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Сам театр в Кускове торжественно открылся в 1787 году тоже оперой Гретри «Браки самнитян».