Популярные
На фото Андреа ди Бартоло

Андреа ди Бартоло

итальянский художник, сиенская школа
Биография

Биография.

Андреа ди Бартоло был единственным выжившим из 9 детей художника Бартоло ди Фреди и его супруги Бартоломеи ди Чекко. В выборе профессии Андреа последовал за своим отцом. До 1410 года многие работы они выполняли вместе, поэтому перед позднейшими исследователями в ряде случаев возникали проблемы по разделению совместного художественного наследия, оставленного отцом и сыном. Американский искусствовед Лоренс Кантер отмечает, что творческая деятельность Бартоло ди Фреди и его сына Андреа охватывала период порядка 75-и лет, она была весьма заметным явлением в итальянской живописи второй половины XIV - начала XV века.

В 1389 году имя Андреа впервые встречается в архивном документе – списке художников Сиены. В том же году Андреа ди Бартоло помогал своему отцу и Луке ди Томме расписывать алтарь для капеллы дель’Арте деи Кальцолари в Сиенском соборе. Обучение будущий мастер прошёл в мастерской отца: об этом свидетельствует его стиль, который был прямым продолжением искусства Бартоло ди Фреди. Исследователи отмечают небольшую разницу между ними, считая, что сын в живописи был более консервативным, менее подверженным натурализму, чем его отец. После 1390 года Андреа становится одним из самых успешных художников Сиены; он получает престижные заказы и за её пределами в области Венето. Семейство Бартоло ди Фреди длительное время было связано с церковью Сан Доменико в Сиене (в этом храме погребены многочисленные братья и сёстры Андреа, умершие в младенчестве, а также его отец; кроме того, Бартоло ди Фреди расписал главный алтарь этого храма). Фра Томмазо ди Антонио Каффарини, служивший приором в церкви Сан Доменико, в 1394 году приобрел резиденцию в Венеции; исследователи считают, что именно благодаря ему Андреа получил престижные заказы в Венето.

Продолжая работать в мастерской отца в совместных проектах, Андреа выполнял часть произведений персонально. Первая известная ныне самостоятельная работа (имеющая подпись, но не имеющая даты) была создана Андреа около 1395 года - это «Вознесение Марии» (ныне в Музее изящных искусств Вирджинии, Ричмонд). В начале 1400х годов Андреа расписал алтарь «Мадонна с младенцем, св. Филиппом и св. Яковом» (Сиена, Пинакотека, инв. №219). 27 мая 1405 года Художнику было поручено проведение художественных работ в капелле Сан Витторио Сиенского собора, и в январе 1406 Андреа получает за это 70 золотых флоринов (эти фрески, выполненные в 1405-6 годах, погибли).

3 августа 1407 года Бартоло ди Фреди составил завещание, в котором назначил Андреа единственным наследником своего имущества. В октябре 1409 года Андреа ди Бартоло получил плату за золочение статуи св. Кресченция с капелле Сиенского собора (согласно другому источнику, плата была получена за золочение деревянной статуи св. Кресченция работы Франческо Вальдамбрино). 8 марта следующего года Андреа была поручена роспись статуй святых-покровителей Сиены - св. Ансания и св. Кресченция, изготовленных Франческо Вальдамбрино. В сентябре 1410 года представитель Доминиканского ордена «брат Антонио Бинди» установил семь витражей и круглое окно (oculus) в сакристии сиенского собора – всё было выполнено по эскизам Андреа ди Бартоло. В том же 1410 году умирает отец художника.

В 1413 году он создал алтарь, который сегодня именуют «Четверо святых». Это единственная работа Андреа, имеющая и подпись и дату создания. На алтаре изображены Иоанн Креститель, св. Франциск, св. Пётр и Иоанн Богослов. Он был создан для монастыря св. Петрониллы и сегодня находится в конвенте Оссерванца. Итальянский исследователь Бранди считает, что этому алтарю могла принадлежать ещё одна часть – «Св. Михаил-архангел» из Сиенской пинакотеки (№63).

В 1417 году Андреа приобрёл дом за 97 флоринов, год спустя он передал госпиталю часть суммы, которую должен был выплатить по завещанию своего отца. В 1425 году художник купил себе мастерскую в районе церкви Св. Христофора (округ Толомеи), отдав за неё 140 флоринов, а также участок земли в Санта Мария ди Тресса, заплатив 58 флоринов.

Андреа ди Бартоло скончался в 1428 году: 3 августа 1428 года он был похоронен в клуатре конвента св. Доминика, в том же месте, в котором завещал похоронить себя его отец Бартоло ди Фреди. Жена Андреа, Кристофора, скончалась в 1444 году. Двое его сыновей Джорджо ди Андреа ди Бартоло и Ансано ди Андреа ди Бартоло стали художниками (первый в 1409 году упоминается в реестре сиенских художников, а в 1412 году совместно с Джакомо ди сер Микеле да Читта ди Кастелло написал алтарную картину для каноников Сан Флоридо в Читта ди Кастелло, за которую, согласно документам, получил 35 флоринов и одну меру вина; второй работал в 1439-80 годах, известен по совместной работе с Сано ди Пьетро над миниатюрами «Книги хоралов» для сиенского собора). Сыновья Андреа были гораздо менее значительными художниками, чем их отец, и их дед.

Андреа ди Бартоло был живописцем сиенской готики, соединившим несколько разных влияний; в его художественной практике наряду с несомненным продолжением манеры отца ощущаются отголоски произведений Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини и сильная драматическая нота. В некоторых его работах эксперты усматривают влияние Спинелло Аретино, а в поздних работах - Таддео ди Бартоло. Большинство приписываемых Андреа произведений не имеет даты, поэтому выстраивание их хронологии носит неустойчивый характер - имеет большой хронологический «люфт», либо отличается у разных исследователей.

Произведения.

Первая подписанная работа художника датируется ок. 1395г. – «Вознесение Марии» (Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд). Произведение до 1910 года принадлежало семейству Кастракане ди Фано; считается, что заказчиками были представители этого семейства, жившие в XIV веке. В нижней части картины сохранилась надпись "Andreas Bartoli de Magistri Fredi de Senis pinxit - Hoc opus fecit fieri dormina Honesta uxor quondam ser Palamides de Urbino pro animabus diti viri sui Mathei filii eorum" (Андреа Бартоли сын Мастера Фреди из Сиены написал по заказу Хонесты ради упокоения души её умершего супруга Паламедеса из Урбино и их сына Маттео). Оба – Паламедес и Маттео изображены стоящими пред опустевшим гробом Марии.

Кроме этого известны ещё три произведения Андреа, имеющие его подпись – две «Мадонны Смирение» (следы обеих затерялись после 1931 года), и алтарь с изображением сцены Благовещения, Марии Магдалины и св. Антония-аббата в приходской церкви св. Петра и Павла.

К несомненным работам Андреа относят:

  • «Избиение младенцев» (1388г., Балтимор, Галерея Уолтерс; произведение было навершием алтарной картины «Принесение во храм», написанной его отцом Бартоло ди Фреди, хранящейся в Лувре, Париж; обе картины ранее украшали алтарь церкви Сан Агостино в городке Сан Джиминьяно, и были выполнены совместно отцом и сыном.
  • Полиптих «Коронование Марии», в создании которого Андреа принял участие совместно с отцом и Лукой ди Томме. 1388г., находится в Музее религиозного искусства, Монтальчино.
  • Алтарная картина «Св. Екатерина Сиенская, Блаженная Джованна Флорентийская, Ванна Орвиетская, Маргарита из Читта ди Кастелло и Даниелла Орвиетская» (ок. 1394-98гг., 56х97см; Мурано, Музео ветрарио). Это одно из первых изображений Екатерины Сиенской. На пределле написаны чудеса, произошедшие с изображёнными доминиканскими Mantellate (монахинями Третьего Ордена), в частности обретение стигматов, случившееся у трёх из них.
  • Три небольших картины из Национальной галереи, Вашингтон, со сценами из жизни Марии: «Иоаким и нищие», «Рождество Марии» и «Введение Марии во храм». Работы не имеют подписи и даты; они атрибутированы Андреа ди Бартоло по стилистическим особенностям и датируются «около 1400 года». Одни исследователи считают, что картины могли быть частями полиптиха, другие, что три сцены из жизни Марии ранее украшали реликварий. По мнению Чезаре Бранди «Рождество Марии» повторяет утраченную фреску Лоренцетти на эту тему, которая в XIV веке украшала фасад госпиталя Санта Мария делла Скала, а «Введение Марии во храм» композиционно опирается на известную фреску Таддео Гадди во флорентийской церкви Санта Кроче и на работы Паоло ди Джованни Феи. Четвёртая картина из этой серии «Иоаким покидает Иерусалим» находится в Христианском музее, Эстергом.

  • Полиптих «Благовещение со св. Антонием–аббатом и Марией Магдалиной», датируется ок. 1400 г. и хранится в Музее священного искусства Валь д’Арбия, Буоноконвенто. Полиптих был написан для церкви Святых Петра и Павла, и дошёл до наших дней в полуразрушенном виде: не сохранились его пинакли и разделительные колонны. Имеет подпись художника.
  • Полиптих, центральная панель которого не идентифицирована (возможно это была «Мадонна с младенцем»); сохранились только боковые части: «Св. Бьяджо» (Национальная галерея, Осло), «Св. Лючия» (Музей Ашмолеан, Оксфорд), «Св. Екатерина Александрийская» (Музей Линденау, Альтенбург), «Св. Бенедикт» (аукцион Кристис), «Св. Маргарита Антиохийская» и «Св. Цецилия» (обе в собр. Эдуардо Моратилла, Париж). Полиптих датируют приблизительно «до 1406 года».
  • «Коронование Марии», центральная часть неизвестного полиптиха, ок. 1405-7г., хранится в Ка д’Оро, Венеция. Картина обрезана по краям, и поскольку её первоначальные размеры установить невозможно, не представляется возможным определить, к какому полиптиху она могла принадлежать. Исследователи видят в ней сильное влияние работ Симоне Мартини.
  • Полиптих «Коронование Марии» (ок. 1410-15гг., Галерея Брера, Милан; центральная панель – 160х65см; боковые – Св. Екатерина, св. Павел, св. Пётр и св. Августин – 142х36см). Ранее находился у бенедиктинцев монастыря Св. Екатерины Александрийской в Сант Анджело ин Вадо, неподалёку от Урбино. Никаких документов касающихся создания этого алтаря не сохранилось, атрибуция основана на стилистических особенностях. По мнению исследователей, в создании полиптиха принимал участие сын Андреа - Джорджо ди Андреа, кисти которого принадлежит фигура св. Петра. Две другие части полиптиха, «Архангел Михаил» и «Иоанн Креститель», хранятся в Национальной галерее Марке в Урбино.
  • Полиптих с центральной картиной «Мадонна с младенцем на троне» (110х50см; ок. 1410-1415гг., Художественный музей Принстонского университета). Известны три боковые панели этого полиптиха: «Св. Доротея» и «Св. Антоний-аббат» (обе в Нацональной галерее Умбрии, Перуджа), «Св. Савиний» (Музей Пти Пале, Авиньон). Четвёртый фрагмент алтаря – «Благословляющий Христос» из Института искусств, Детройт.
  • Серия небольших (в среднем 41х38см) картин со сценами из жизни святого Гальгано, которые ранее составляли пределлу неизвестного алтаря: «Св. Гальгано призывает народ поклоняться святому кресту» (Национальная галерея, Дублин), «Отшельничество св. Гальгано», «Встреча св. Гальгано с архангелом Михаилом», «Архангел Михаил отводит св. Гальгано к двенадцати апостолам» и «Погребение св. Гальгано» - все в Музее Сан Маттео, Пиза. Серия датируется приблизительно 1415 годом и принадлежит к наиболее поэтичным произведениям Андреа.
  • Картины пределлы алтаря из неизвестной церкви, которые судьба раскидала по разным музеям: «Путь на Голгофу» (Собрание Тиссена-Борнемисса, Мадрид), «Распятие» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) «Оплакивание Христа» (Национальный музей, Стокгольм), «Воскресение» (Галерея Уолтерс, Балтимор). Ф. Дзери в 1977 году предположил, что ещё одной частью этой пределлы могло быть «Предательство Иуды» (картина была продана на художественном рынке в Париже в 1972г, и хранится ныне в частном собрании). Позднее Миклош Босковиц предложил реконструкцию всего полиптиха, куда, по его мнению, могли входить несколько изображений святых в полный рост, появлявшиеся на итальянском антикварном рынке – «Св. Людовик Тулузский», «Иоанн Креститель», «Иоанн Богослов» и «Св. Франциск», поскольку все эти работы подходили по габаритам. Центральная панель этого алтаря до сих пор не идентифицирована. Работы датируют приблизительно 1410-1415 годами.

  • Полиптих «Мадонна с младенцем на троне и святые», (1420е годы; Сиена Пинакотека).
  • Полиптих из ц. Сан Джакомо, Тускания, «Мадонна с младенцем, донатором и святыми». Произведение относят к поздним работам Андреа и датируют ок. 1425г. В том же храме хранятся детали пределлы полиптиха со сценами страстей Христовых.

Андреа приписывается более двадцати отдельных «Мадонн с младенцем», часть из которых ранее служила центром триптихов или полиптихов, несколько изображений «Распятия», и множество отдельных святых. Ему также приписывают целый ряд небольших триптихов, созданных для молитвы в домашних апартаментах. В связи с этим итальянская исследовательница Дж. Келацци Дини отмечает, что художник перенял у своего отца стиль, который тот использовал в миниатюрных произведениях, но никогда не пытался имитировать манеру, которую Бартоло ди Фреди применял в крупноформатных работах, таких, как его фресковые росписи в церкви Колледжата в Сан Джиминьяно.

Последней работой художника Миллард Мисс считал частично разрушенную фреску в северном трансепте церкви Сан Франческо в Тревизо с изображением св. Франциска, Мадонны Смирение с ангелами и Иоанна Крестителя. В общей сложности Андреа ди Бартоло и его мастерской приписывается более 150 произведений – полиптихов, триптихов, диптихов, и отдельных картин, которые когда-то были частями более сложных алтарных конструкций. Кроме фрески, витражей, росписи скульптур и станковой живописи Андреа занимался книжной миниатюрой; несколько манускриптов с его миниатюрами хранятся в сиенской Библиотеке Коммунале.

Библиография.

  • G. Milanesi, Documenti per la storia dell'arte senese,Siena 1854, I, pp. 41 s.; II, pp. 26, 36, 383;
  • V. E. F?rster, A. di Bartolo di Maestro Fredi,in Zahn's Jahrb?cher f. Kunstwissenschaft,VI(1873), p. 138;
  • G. Milanesi, Sulla storia dell'arte toscano Siena 1878, p. 48;
  • F. Brogi, Inventario genera degli oggetti d'arte della prov. di Siena,Siena1897, p. 44;
  • B. Berenson, Le pitture ital. nella raccolta Yerkes,in Rass. d'arte,VI(19o6), pp. 35-3;
  • L. Douglas, appendice al cap. II, di J. A. Crowe e G. B. Cavalcaselle, A history of painting in Italy, III, London 1908, pp. 134-37;
  • V. Lusini, IlDuomo di Siena,Siena 1911, I, pp. 233, 257, 260, 317, 320, 351;
  • M. Salmi, Dipinti del Quattrocento a Citt? di Castello,in Bollett. d. R. Deput. di storia patria per l'Umbria,XXIV,1-3 (1918), pp. 158-62;
  • R. Offner,Ital. pictures at the New York Historical Society and elsewhere,in Art in America,VII(1919), p. 152;
  • G. De Nicola, A.di Bartolo - Documenti inediti,in Rass. d'arte senese,XIV(1921), pp. 12-15;
  • R. Van Marle, The development of the Ital.schools of painting,II, The Hague 1924, pp. 572-81;
  • W. Heil, Some early Ital. paintings,in Bullet. of the Detroit Institute of Arts,XI(1929), p. XXVII;
  • B. Berenson, Quadri senza casa,in Dedalo,XI(1930), pp. 343-58;
  • Id., Lost Sienese Trecento paintings,in International Studio,XCVIII(1931), n. 404 pp. 30 s;
  • F. M. Perkins, Pitture senesi poco conosciute,inDiana,VI(1931), pp. 103 s; VII(1933), pp. 59 s.;
  • C. Brandi, La regia pinacoteca di Siena,Roma 1933, pp. 11-15;
  • B. Berenson, Pitture ital. del Rinascimento,Milano 1936, pp. 7-9;
  • M. Meiss, The Madonna of Humilityl in Art Bulletin,XVIII(1936), p. 437;
  • P. Bacci, Francesco di Valdambrino,Siena 1936, pp. 163, 169, 255;
  • S.L. Faison, A note on a Sienese Resurrection,in Journal of the Walters Art Gallery,IV (1941), pp. 96-103;
  • C. Brandi, Quattrocentisti senesi,Milano 1949, p. 28;
  • M. Meiss, Painting in Florence and Siena after the black death,Princeton, N. J., 1951, pp. 22 n. 34, 35, 61 n. 6. 134, 14o n. 35;
  • A. M. F., Monument from Siena: Andrea di Bartolo. Assumption of the V?rgin ca. 1395, in Art News,LI (1953), p. 27;
  • E. Carli, La pittura senese,Milano 1955, p. 16o; M. Meiss, Nuovidipinti e vecchi problemi, A. di B. a Treviso,in Riv. d'arte,XXX(1955), p. 145;
  • G. Coor, A new link in the reconstruction of an altarpiece by Andrea di Bartolo, in Journal of the Walters Art Gallery,XIX-XX(1956-57), pp. 19-21, 97;
  • G. Freuler. Andrea di Bartolo, Fra Tommaso d’Antonio Caffarini, and Sienese Dominicans in Venice. The Art Bulletin, Vol. 69, Dec. 1987 pp 570-586
  • Giulietta Chelazzi Dini. Five Centuries Of Sienese Painting (From Duccio to the Birth of the Baroque). Thames & Hudson. 1998 p. 200
  • D. Normann. Painting in Late Medieval and Renaissance Siena (1260-1555). Yale University Press, London, 2003. pp 29, 144, 161, 169-170.
Поделиться: