Биография
C 1664 органист в Хассельфельде, затем в Эльбингероде, с 1696 в церкви Святого Мартина в Хальберштадте.
Научная деятельность
Основной заслугой Веркмейстера считается введение в немецкий музыкальный обиход нескольких хороших темпераций. Его труды «Musikalische Temperatur» (1691) и «Orgel-Probe» (1698) оказали влияние на Иоганна Себастьяна Баха и, возможно, нашли отражение в знаменитом сочинении Баха «Хорошо темперированный клавир».
Отношение Веркмейстера к равномерно темперированному строю, вопреки достаточно распространённому мнению, не было однозначным: принимая все преимущества равномерной темперации, он отмечал, что, не теряя возможности игры во всех тональностях, «наиболее употребительные терции» следует делать более чистыми — а это достижимо только при неравномерной темперации.
Особенностью взглядов Веркмейстера была исповедуемая им идея о фундаментальном родстве законов музыки с законами движения небесных тел, восходящая к трудам Кеплера.
Музыкальные сочинения
Сохранилось довольно мало музыкальных сочинений Веркмейстера. Среди них: сборник пьес для скрипки и basso continuo «Музыкальные развлечения» («Musicalische Privatlust»; издан в Кведлинбурге, 1689); инструментальные, в том числе органные, сочинения, сохранившиеся в рукописях, а также рождественская кантата «Где родившийся Царь Иудейский?» («Wo ist der neugeborne K?nig der Juden»).
Теоретические сочинения
- Orgel-Probe, oder Kurtze Beschreibung, wie und welcher Gestalt man die Orgel-Wercke von den Orgelmachern annehmen, probiren, untersuchen und den Kirchen liefern k?nne und solle («Испытание органа, или краткое описание того, в каком виде нужно принимать органы от органостроителей, как испытывать, осматривать и поставлять органы церквам»; Frankfurt u. Leipzig, 1681);
- Musicae mathematicae hodegus curiosus oder richtiger musicalischer Weg-Weiser («Подробный hodegus музыкальной математики, или правильный музыкальный путеводитель»; Frankfurt u. Leipzig, 1686, переиздан в 1687);
- Musicalische Temperatur, oder deutlicher und warer Mathematischer Unterricht, wie man durch Anweisung des MONOCHORDI ein Clavier, sonderlich die Orgel-Wercke, Positive, Regale, Spinetten und dergleichen wol temperirt stimmen k?nne («Музыкальная темперация, или Точное и подлинное математическое наставление в том, как можно с помощью МОНОХОРДА хорошо настроить клавир, а особенно органы, позитивы, регали, спинеты и тому подобные <инструменты>»; второе издание — Frankfurt u. Leipzig, 1691);
- Der edlen Music-Kunst W?rde, Gebrauch und Missbrauch, so wohl aus der heiligen Schrift als auch aus etlich alten und neubew?hrten reinen Kirchen-Lehrern und dann aus Musik-Gr?nden («Достоинство, использование и злоупотребление благородного искусства музыки, как по Священному Писанию, так и по некоторым древним и новым праведным учителям Церкви, а затем исходя из основ музыки»; Frankfurt u. Leipzig, 1691);
- Nucleus Musicus («Ядро музыки», рукопись, ок. 1697, не сохранилась);
- Hypomnemata Musica («Памятки о музыке»; Quedlinburg, 1697);
- Erweiterte und verbesserte Orgelprobe («Расширенная и улучшенная версия „Испытания органа“»; Quedlinburg, 1698);
- Die nothwendigsten Anmerkungen und Regeln, wie der Bassus continuus oder General-Bass wol k?nne tractiret werden («Необходимейшие замечания и правила о том, как хорошо трактовать bassus continuus или генерал-бас»; Aschersleben, 1698; репринт Aschersleben, 1700);
- Cribrum Musicum, oder Musikalisches Sieb darinnen einige M?ngel eines halb gelehrten Componisten vorgestellet und das B?se von dem Guten gleichsam ausgesiebet und angesondert worden...» («Cribrum musicum, или Музыкальное сито, в котором представлены некоторые недостатки полуграмотного композитора, и тут же добро отсеяно и обособлено от зла»; Quedlinburg u. Leipzig, 1700);
- Musicalisches Send-Schreiben («Открытое письмо о музыке»; Quedlinburg and Aschersleben, 1700); является обширно комментированным немецким переводом книги А. Стеффани «Quanta certezza habbia da suoi principii la musica» (Amsterdam, 1695);
- Harmonologia Musica oder Kurtze Einleitung zur musicalischen Composition, wie man vermittels der Regeln und Anmerckungen bey den General-Ba? einen Contrapunctum simplicem mit sonderbahren Vortheil durch drey S?tze oder Griffe componieren und ex tempore spielen <...> k?nne («Музыкальная гармонология, или Краткое введение в музыкальную композицию, как посредством правил и пояснений к генерал-басу можно сочинять и исполнять по памяти простой контрапункт с особым преимуществом тремя аккордами или взятиями»; Frankfurt u. Leipzig, 1702);
- Organum Gruningense Redivivum oder Kurtze Beschreibung des in der Grueningischen Schlos-Kirchen beruehmten Orgel-Wercks («Обновлённый орган в Грёнингене, или Краткое описание прославленного органа в церкви грёнингенского замка»; Quedlinburg and Aschersleben, 1705);
- Musicalische Paradoxal-Discourse oder Ungemeine Vorstellungen, wie die Musica einen hohen und g?ttlichen Ursprung habe, und wie hingegen dieselbe so sehr gemissbrauchet wird» («Парадоксальные рассуждения о музыке, или Чрезвычайные мысли о том, какое высокое и божественное происхождение имеет музыка, и о том, как вопреки этому ее столь сильно исказили»; Quedlinburg, 1707; трактат издан посмертно).
Рецепция
Отсылка к идеям немецкого теоретика содержится в фильме Белы Тарра Гармонии Веркмейстера (2000).