Популярные
На фото Андрей Андреевич Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский

русский поэт, прозаик, художник, архитектор
Дата рождения:
1933-05-12
Дата смерти:
2010-06-01
Биография

Биография

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина.

Учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта разгромной критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 — Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция; 1967, 1977, 1983 — ФРГ; 1971 — Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания; 1973 — Австралия; 1968 — Болгария; 1981 — Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Его стихи переводил Роберт Кеннеди. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

Некоторые считали, что речь идёт не о свободной демократической Америке, а о тоталитарном СССР.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо», являвшаяся попыткой восстановить отношения с властью и вызвавшая протесты определённой части интеллигенции. Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился. Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
  • В 1978 г. в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы.
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983)
  • Государственная премия СССР (1978) — за сборник «Витражных дел мастер» (1976).
  • Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
  • Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003)

В популярной культуре

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А. А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря (альбом)»). Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к метафоризму, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

Библиография

Сборники

  • «Мозаика» (1960)
  • «Парабола» (1960)
  • «Треугольная груша» (1962)
  • «Антимиры» (1964)
  • «Мой любовный дневник» (1965, Flegon, без ведома автора)
  • «Ахиллесово сердце» (1966)
  • «Тень звука» (1970)
  • «Взгляд» (1972)
  • «Выпусти птицу» (1974)
  • «Дубовый лист виолончельный» (1975)
  • «Витражных дел мастер» (1976) (Государственная премия СССР, 1978)
  • «Соблазн» (1978)
  • «Избранная лирика» (1979)
  • «Безотчётное» (1981)
  • «Иверский свет» (1984)
  • «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения» (1984)
  • «Ров. Стихи и проза» (1987)
  • «10, 9, 8, 7…» (1987)
  • «Аксиома самоиска» (1990)
  • «Россія, Poesia» (1991)
  • «Видеомы» (1992)
  • «Гадание по книге» (1994)
  • «Не отрекусь» (1996)
  • «Casino „Россия“» (1997)
  • «На виртуальном ветру» (1998)
  • «Страдивари сострадания» (1999)
  • «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе» (1999)
  • «Жуткий кризис „Суперстар“» (1999)
  • «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
  • «Девочка с пирсингом» (2000)
  • «Лирика» (2000)
  • «Моя Россия» (2001)
  • «Лирика» (2003)
  • «Избранное» (2003)
  • «Возвратитесь в цветы!» (2004)
  • «Избранное» (2006)
  • «Стихотворения» (2006)
  • Собрание сочинений в 3 томах. М., 1983—1984.
  • Собрание сочинений в 7 томах. ВАГРИУС, М., 2000—2006.
  • «СтиXXI» (М.: Время, 2006)
  • «Тьмать» (М.: Время, 2009)
  • «Ямбы и блямбы» (М.: Время, 2010)

Поэмы

  • «Мастера» (1959) — основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров царём Иваном Грозным.
  • «Лонжюмо» (1963) — посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.
  • «Оза» (1964) — основные темы поэмы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.
  • «Авось» (1972; рок-опера «Юнона» и «Авось», поставлена в 1981-м) — прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.
  • Вечное мясо (1977) — фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.
  • Андрей Полисадов (1979) — история прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.
  • «Ров» (1986) — посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.
  • «Россия воскресе» (1993).

Проза

  • Мемуарная проза, публицистика
  • книга «Прорабы духа» (1984)

Песни на стихи А.Вознесенского

  • «Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо»)
  • «Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль»)
  • «Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов)
  • «Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «В белых клавишах берёз» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Валентина Легкоступова, исполняла также Алла Пугачёва)
  • «В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
  • «В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе»)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Никитин, исполнитель — Сергей Никитин)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик)
  • «Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару, песню также исполняли Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Тамара Гвердцители)
  • «Верую в тебя» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов)
  • «Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин)
  • «Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)
  • «Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Ольга Пирагс)
  • «Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов)
  • «Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле)
  • «Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
  • «И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак)
  • «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)
  • «Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабад
Поделиться: