Популярные
На фото Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

русский поэт и писатель, один из деятелей русского символизма
Дата рождения:
1880-10-26
Дата смерти:
1934-01-08
Биография

Борис Николаевич Бугаев, известный в истории литературы под именем Андрея Белого, родился в 1880 году, 26 октября, в Москве. Его отец, Николай Васильевич Бугаев, был видным ученым-математиком, философом-лейбницианцем и деканом факультета физики и математики в Московском университете. Мать будущего поэта, Александра Дмитриевна (в девичестве Егорова), считалась признанной московской красавицей.

Детство Бориса прошло под влиянием родителей, которые понимали и жизнь, и проблемы воспитания, словно два полюса магнита. Возможно, что Андрей Белый принял свой псевдоним как раз под давлением воспоминаний детства. И все же высококультурная атмосфера профессорской семьи положительно действовала на интеллектуальное развитие мальчика. Однако поворотным моментом в его жизни стало знакомство с семьей Соловьевых. Их дом стал для пятнадцатилетнего юноши по-настоящему родным. Именно Соловьевы поддержали Белого в его первых литературных опытах, ознакомили с творчеством Г. Ибсена, М. Метерлинка, О. Уайльда, с философией Ницше и Шопенгауэра, с искусством прерафаэлитов.

В 1891 году Борис поступил в гимназию Л. И. Поливанова, знаменитое учебное заведение Москвы, и в старших классах очень увлекся, помимо литературы, оккультизмом и буддизмом. Но интересовали его не только высокие материи, но и точные науки, а потому по окончании гимназии, в 1899 году, будущий поэт поступил на математический факультет, выбрав естественное отделение, и принялся изучать зоологию беспозвоночных. А в 1900 окончательно решается стать поэтом. Стихи он подписывает именем «Андрей Белый».

В начале 1902 года он со своими друзьями организует литературный кружок «Аргонавты». Внутри кружка была создана атмосфера отсутствия мировоззренческих штампов и догм, всячески поощрялись изыскания новых путей как в литературе, так и в научной мысли. С 1904 года члены кружка встречались у Астрова на квартире, и именно здесь прозвучало предложение об издании литературно-философского сборника «Свободная совесть». Две книги этого сборника вышли в 1906 году.

Университет Андрей Белый закончил с отличием в 1903 году и поступил учиться снова на факультет истории и филологии. Однако через год он перестал ходить на занятия, а в 1906 подал заявление об отчислении. Уход из университета был связан с решением посвятить все свое время сотрудничеству с журналом «Весы».

Еще в 1903 году Белый вступил в активную переписку с А. А Блоком, а через год состоялось их личное знакомство, переросшее в тесную дружбу. Завязался странный узел между Блоком, Белым и женой Блока, Любовью Менделеевой. Говорят, что Блок предпочитал жене легкодоступных женщин, и это, разумеется, сильно действовало на Любовь, униженную таким отношением. Лишь одному человеку она могла пожаловаться на свое положение – Андрею Белому. Очень скоро между ними возникла взаимная страсть. Эта связь продолжалась два года, пока Любовь Менделеева не запуталась окончательно в своих чувствах к мужу и возлюбленному и решила расстаться с Белым. Для любовника такое решение стало серьезным ударом, и он даже стал задумываться о самоубийстве. Целых десять месяцев Менделеева разрывалась между здравым рассудком и страстью и, наконец, заявила, что муж для нее – главное, а Белого она хочет вычеркнуть из своей жизни навсегда. Раздавленный несчастьем, Андрей Белый бросает все и уезжает за границу.

Период его жизни за рубежом продолжался больше двух лет. За это время он написал столько стихов, посвященных семейству Блоков, что их хватило на два сборника. Возвратившись в Россию, Андрей Белый женится на Асе Тургеневой и в 1911 году отправляется с ней в путешествие в Сицилию, оттуда в Тунис, а далее в Египет и Палестину.

В 1912 году произошло знакомство поэта с основателем антропософии Рудольфом Штейнером. Антропософия – мистическое течение начала ХХ века – было уже довольно популярно в Европе. Представляло оно собой «науку в духе», объединение учений арабов, китайцев и остатков европейской мистики, уничтоженной католиками. Предполагалось, что апологеты антропософии способны общаться с потусторонним миром и через это общение узнавать собственную судьбу.

В то время Штейнер руководил постройкой антропософского храма «Гетеанум» в городе Дорнахе, в Швейцарии. Он считал, что этот храм объединит представителей всех религий, и, соединившись в мистической практике, они познают направление развития мира и его судьбу. Андрей Белый так проникся идеями Штейнера, что периодически посещал Дорнах и работал там на строительстве антропософского храма.

Антропософское общество было организовано и в Москве, в 1913 году. Андрей Белый являлся его членом с самого начала и до последних дней своей жизни, хотя периодически и сомневался в действенности антропософии. Друзья поэта опасались, что авторитет Штейнера подавит художественную самобытность Белого, и в его произведениях будет уничтожена яркость языка и своеобразность красок. Белый страдал от невозможности доказать друзьям обратное и постепенно отошел от своего круга общения. Как только началась Первая мировая война, Рудольф Штейнер призвал своих последователей и учеников поселиться в Дорнахе. Последовал за ним и Андрей Белый с женой. Но в 1916 году для проверки отношения к воинской службе Белого вызывают в Россию. Ася Тургенева, его жена, осталась в Швейцарии.

Год спустя Андрей Белый снова уезжает за границу к своей жене. Но выясняется, что разлука стала для семьи фатальной – Ася приняла решение о расставании с мужем и служении делу Штейнера – антропософии. Среди своих друзей в кругу Штейнера она даже получила имя «антропософской монахини». Сам Рудольф Штейнер был исключительно заинтересован в том, чтобы Ася осталась в Швейцарии. Ее талант художницы и графика в значительной мере послужил иллюстрированию антропософских изданий и популяризации этого учения. Позже Ася Тургенева написала несколько книг, среди которых «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гетеанума» и «Воспоминания об Андрее Белом». В этих книгах глубоко раскрыты подробности как знакомства и жизни с Белым, так и этапы познания мистического учения Штейнера. Значительное место Ася уделила самому Рудольфу Штейнеру и другим известным и талантливым людям Серебряного века.

После пролетарской революции семнадцатого года Андрей Белый ведет в московском Пролеткульте занятия по теории прозы и поэзии. Его слушателями стали молодые пролетарские писатели и все, кто в те тяжелые времена не потерял интереса к литературе. Не прекращает Белый и своей литературоведческой работы. Он создает ряд книг и множество статей на литературно-публицистические темы, пишет стихи и романы. Но, хотя его стихи этого периода по глубине и охвату не уступают художественной прозе, многие историки литературы считают главным достижением Андрея Белого именно его критические работы, а главное – теоретическую книгу «Символизм».

После расставания с женой Андрей Белый вновь остался совершенно один. Депрессия овладела им, и он создал в тот период огромное количество стихов, посвященных Асе Тургеневой. Но через какое-то время в жизни поэта появилась другая женщина – Клавдия Николаевна, и ей было суждено стать его последней подругой. Поэт не испытывал к Клавдии страстных чувств, но держался за нее, как за спасательный круг. Клодя, как ласково называл ее Белый, была заботливой, покорной и тихой женщиной, но была замужем за другим и сумела развестись только в 1929 году. Через несколько месяцев после ее развода Клавдия и Андрей Белый поженились.

Последние годы своей жизни Андрей Белый работал над тремя томами своих воспоминаний и масштабным исследованием «Мастерство Гоголя». Он успел закончить эти книги, но свет они увидели лишь после смерти автора.

Андрей Белый умер на руках своей последней жены 8 января 1934 года.

Невозможно переоценить его роль в истории и развитии русского символизма. Он стал едва ли не главным теоретиком этого течения, но кроме того был одним из ведущих литературных критиков, великолепным прозаиком и самобытным талантливым поэтом. В его воспоминаниях и романах представлена вся история русского символизма.

Поделиться: