Андрей Леонидович Рыкованов родился 11 сентября 1965 года в г. Омске. В 1984 году окончил Омский строительный техникум по специальности «техник-строитель». Искусством микроминиатюры занимается с 1990 года. Первые свои произведения посвятил любимому поэту – А. С. Пушкину. В дальнейшем темой своего творчества выбрал литературное и историческое наследие. Для микроминиатюр мастер выбирает природные материалы малых размеров. Размер произведений не превышает нескольких миллиметров. Для работы использует самостоятельно изготовленные инструменты – резец, скальпель, кисть из одного волоска белки. В совершенстве владеет техниками микрогравюры и рисования под микроскопом масляными красками. Микропортреты Рыкованова поразительно точны и узнаваемы. На них проработаны все детали лица - и ресницы, и характерные морщинки. Ряд работ Рыкованова имеют сертификаты как самые маленькие в мире. Женат. Имеет двух сыновей и дочь.
В настоящее время, продолжает совершенствоваться в микротехнике, создает новые формы нетрадиционных методов экспонирования, организовывает тематические передвижные выставки своих произведений в России и за рубежом.
Рыкованов не первый и не единственный микроминиатюрист в нашей стране, и каждый из них стремился первым делом подковать блоху, тем самым, зарекомендовав себя новым «левшой». Андрей Леонидович никогда не преследовал такой цели, будучи левшой от природы и обладая оригинальным нетрадиционным мышлением, ему никогда не доставляло удовольствия повторять других. Рыкованов старается подать зрителю свой узнаваемый стиль. Главным вдохновителем мастера всегда был и остается любимый поэт А. С. Пушкин: его личность и творчество. Пушкиниана занимает центральное место в наследии Рыкованова и насчитывает более 300 неповторяющихся работ. Первый раз сев за микроскоп, для того, чтобы высечь всего восемь строчек любимого пушкинского стихотворения «Талисман» острейшим резцом на отполированном рисовом зернышке у молодого строителя ушло несколько месяцев кропотливого труда. Закрепив достигнутые навыки микрогравюры на ряде похожих работ с текстами стихов и изречений выдающихся деятелей русской культуры, мастер взялся за кисть. Кисточка для микроминиатюр заканчивается одним тончайшим беличьим волоском, кончик его так заострен от природы, что даже не видим невооруженным глазом. Рисовать живописью с помощью масляных красок гораздо сложнее, а достичь при этом портретного сходства – высокое мастерство. Позднее мастер стал выполнять объемные изображения (микроскульптура, барельеф). Их можно высечь из твердого материала, а можно вылепить из гибкого, например, из капли масляной краски в момент ее застывания. Для своих микроминиатюр художник использует только натуральные материалы. По его словам, от них он заряжается природной энергией, это - жемчуг, рисовое зерно, маковое семя, кость бивня мамонта, золото, горный хрусталь, янтарь и другие камни. Каждый из материалов имеет свою тысячелетнюю историю, и придает глубокое значение замыслу мастера. Например, рисовое зерно символизирует бессмертие и духовную пищу, знание, изобилие, счастье; янтарь - носитель солнечной энергии; жемчуг - олицетворение чистоты, духовности. Для работы мастер использует микроскоп со стократным увеличением. Разные по сложности изготовления произведения мастер выполняет от нескольких дней до нескольких месяцев, работая в день не более 15 минут. За 20 лет творчества художником выполнено около 500 неповторяющихся произведений. Некоторые из них имели копии. Часть работ находится в музеях мира и частных коллекциях. Работы Рыкованова можно увидеть в Политехническом музее, Музее экслибриса (Москва), Музее-заповеднике «Палаты» (Владимир), Музее-квартире А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), Музее-даче А. С. Пушкина (Пушкин, Санкт-Петербург), Музее «Домик няни А. С. Пушкина» (д. Кобрино, Лен. обл.), Музее А. С. Пушкина в Гурзуфе (Украина, Крым), Музее миниатюр (Франция, Монтелимар), Музее изящных искусств (Италия) и многих других. Основной своей техникой мастер выбрал микроживопись, он изобразил многих известных личностей мировой истории и современности, некоторые из которых получили свои портреты в личную коллекцию. Это, например, Б.Н.Ельцин, президент Египта Хосни Мубарак, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Произведения Рыкованова потрясают своей красотой и точностью, им доводилось выступать в качестве незабываемых презентов для деятелей культуры и искусства, глав государств и городов. Микроминиатюры Рыкованова украсили личные коллекции народных артистов России Л. Зыкиной, В. Толкуновой, И. Кобзона, президента США Б. Клинтона, президента ЮАР Н. Манделлы. А. Рыкованов единственный из мастеров-микроминиатюристов стал работать за микроскопом публично. Этим он раздвинул занавес, напускавший миф таинственности, почти нереальности, вокруг труда микроминиатюриста. Увидеть художника работающим за микроскопом можно на выставках или в мастерской художника под открытым небом в Лицейском садике в Царском селе (г. Пушкин, Санкт-Петербург).
Мастер ставит перед собой задачу создать произведение не просто беспримерно малое, но и наделить его глубоким смыслом, значением. Помимо микропортрета излюбленной техникой мастера стала передача литературно-художественного образа на рисовом зерне. Когда на срезе зернышка изображается профиль выдающейся личности, сопровождаемый его высказыванием или стихотворением. Такое направление в микроминиатюре Рыкованов назвал «обрайс». Выставки Рыкованова представляют собой не только уникальную коллекцию крошечных рукотворных шедевров, не редко работы объединены по тематическому признаку. Такие экспозиции помимо основной задачи – демонстрации микроминиатюрно-художественного мастерства, разворачивают перед зрителем порой целую эпоху в лицах, направление в литературе, живописи. Отдельные выставки мастер посвятил Дому Романовых, поэзии Серебряного века, политической истории России, художникам эпохи Возрождения. Тематически направленные выставки микроминиатюр гармонично дополнят традиционные мероприятия, связанные с грандиозными историческими, культурными датами в жизни нашего государства. Так, серия микроминиатюр, посвященных А. С. Пушкину, его семье и творчеству имела огромный успех в период всенародного празднования 200-летнего юбилея со дня рождения поэта. Только за один год «Пушкиниана» экспонировалась во Франции, Египте, Москве, Челябинске.
Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "Талисман" на рисовом зерне, микрогравюра
Портрет А.С.Пушкина на жемчужине, микроживопись
Стихотворение А.С.Пушкина "Stanсes" на рисовом зерне, микрогравюра
Стихотворение А.Л.Рыкованова "Петербургская тайна" на рисовом зерне, микрогравюра
17 портретов царей и цариц Династии Романовых на срезах маковых семян, микроживопись
Портрет Петра I на янтаре, размер 3х4 мм, микроживопись
Портрет цесаревича Алексея на жемчужине, микроживопись
Портрет Рафаэля на рисовом зерне, микроживопись
Портрет Леонардо да Винчи на рисовом зерне, микроживопись
Копия картины Леонардо да Винчи "Дама с горностаем" на рубине, размер 5х3 мм, микроживопись
Русский алфавит на срезах макового семени, микроживопись
Портрет Н.С.Лескова на жемчужине, микроживопись
Икона "Вседержитель" и текст молитвы "Отче Наш" на срезах макового семени, микроживопись
Композиция: Икона "Вседержитель" на жемчужине, микроживопись и текст молитвы "Отче Наш" на янтаре, микрогравюра
Вседержитель на янтаре, микробарельеф
Портрет Нефертити на янтаре, размер 3х4 мм, микроживопись
Портрет В.И.Ленина на рисовом зерне, микроживопись
Портрет Л.И.Брежнева на рисовом зерне, микроживопись
Дружеский шарж на М.С.Горбачёва, микрогравюра
Дружеский шарж на Б.Н. Ельцина, микрогравюра
Зеркальный портрет В.В.Путина на рисовом зерне, микроживопись
Гимн России на рисовом зерне, микроживопись
Рисунок на рисовом зерне "Мишка-художник", микроживопись
Янтарная бабочка, микроскульптура
Ряд работ Царскосельского Левши был отмечен дипломами о присвоении ему мировых рекордов в 1992 году на 7 Международном фестивале миниатюр в г. Монтелимаре (Франция), самыми маленькими в мире признаны: икона «Вседержитель» и дружеские шаржи на политических деятелей России Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева, выполненные на срезах рисовых зерен. Награжден дипломом «Милсет» за активное участие в работе Всемирного интеллектуального фестиваля «Научно-технический досуг – поколению ХХ1 века», проходившего в Москве в 1998 году. В 2002 году представлял Пушкинский район на выставке-конгрессе «Малый бизнес. Технология успеха» и был награжден почетным дипломом и медалью.
Выставки микроминиатюр А. Рыкованова представлялись в различных музеях нашей страны и за рубежом. Особое место в деятельности художника занимают выставки по школам. Мобильное оборудование, разработанное мастером, позволяет развернуть экспозицию в любом месте от школьного класса до открытой площадки. С марта по декабрь 2010 года персональная экспозиция Андрея Рыкованова действовала в Каретнике Петропавловской крепости, Санкт-Петербург.
К Международному Дню Музеев 18 мая в Каминном зале Музея-усадьбы Г.Р.Державина под патронажем директора Всероссийского музея А.С.Пушкина С.М.Некрасова открыта выставка работ Андрея Рыкованова «А.С.Пушкин в микроминиатюре». Каминный зал представляет собой небольшую уютную гостинную с классическим интерьером, камином, отделанную зеленым бархатом. Изюминкой украшения каминного зала стала уникальная экспозиция из коллекции Первого русского музея художественной микроминиатюры любезно предоставленная для демонстрации автором. В нее вошли ранние произведения мастера: барельеф А.С.Пушкина на осколке малахита, площадью 2х3 мм, скульптурный портрет Арины Родионовны на поверхности жемчуга, стихотворение "Мой портрет" на французском языке высеченный методом гравировки на срезе рисового зерна, копия рукописного текста поэта "Бескорыстная мысль, что внуки наши будут уважены за имя нами им переданное...", живописные портреты Александра Сергеевича на жемчуге, кости бивня мамонта, маковых зернах, портрет Натальи Николаевны на поверхности ограненного изумруда. Произведения заключены в специальные капсулы с использованием современной оптической системы и индивидуальной подсветки для удобного обзора каждого экспоната.
Посетители выставок микроминиатюр Андрея Рыкованова часто выказывали живой интерес к миниатюре и желание оставить миниатюрный сувенир себе на память о выставке. В ответ на такие пожелания художник выпустил авторские книжки-малышки. В книжечке 16 страничек, высота ее 2 сантиметра, текст читается без увеличения, красочная суперобложка. Все операции допечатного цикла и печать осуществляются на современном полиграфическом оборудовании. С момента получения тиража переплетные работы выполняются вручную: обрезка и склейка книжного блока под формат миникниги, изготовление крышек переплета, соединение блока с крышкой и т.д. При выборе произведения для минииздания особенно важен его объем, т.к. книга должна читаться, чтобы не быть просто сувениром. Хорошо читаемые книжечки с цветными иллюстрациями позволили издавать классиков, по одному стихотворению в издании. Рыковановым было издано более 300 миникниг на разных языках со стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой и других поэтов, миникнижки о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, а также тексты религиозной тематики: «Десять заповедей», «Отче наш», молитвы святым, великомученикам и другие. Издаваемые книжечки оформились в тематические сборники по 5, 10 и 15 штук. В миниатюре Рыкованову удалось издать и свои лирические произведения. Приходилось выполнять индивидуальные заказы. Подбирая тексты для изданий мастер предпочитает небольшие по объему, но требующие глубокого осознания произведения, полностью соглашаясь со словами писателя и книголюба О.Г.Ласунского: