Популярные
На фото Андрей Львович Топорков

Андрей Львович Топорков

профессор, доктор филологических наук, фольклорист и этнограф
Категория:
Дата рождения:
1958-03-15
Биография

Биография

Область научных интересов

А. Л. Топорков — ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН (г. Москва), доктор филологических наук, известный специалист в области славянской фольклористики, истории русской филологической науки и русской литературы XVIII—XX вв. Большое значение имеют работы Топоркова А. Л. для современного осмысления классического наследия отечественной гуманитарной науки XIX—XX вв. В монографии «Теория мифа в русской филологической науке XIX века» (1997) Топорков А. Л. предложил новое прочтение трудов основателей отечественной фольклористки. Это направление получило развитие и конкретизацию в подготовленных и прокомментированных Топорковым А. Л. научных изданиях трудов Потебни А. А., Афанасьева А. Н., Федотова Г. П., Зеленина Д. К., Буслаева Ф. И.. Монография Топоркова А. Л. и подготовленные им издания классиков отечественной науки широко используются в практике вузовского преподавания. Топорков А. Л. внес существенный вклад в изучение русского фольклора XVII—XVIII вв. Под его редакцией увидели свет фундаментальные издания архивных материалов, в том числе сборники «Отреченное чтение в России XVII—XVIII вв.» (2002) и «Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в.» (2010). Занимается славянской и русской фольклористикой, славянской и общей этнографией, историей русской литературы, сравнительным изучением европейской вербальной магии, фольклоризм русских писателей-символистов. Читает курсы «Символика славянских ритуалов», «Проблемы ритуального символизма» и др.

Автор более 370 работ, в том числе монографий «У истоков этикета: Этнографические очерки» (Л., 1990, в соавт.), «Теория мифа в русской филологической науке XIX века» (М., 1997), «Заговоры в русской рукописной традиции XV—XIX вв.: История, символика, поэтика» (М., 2005).

Основные публикации

Заговорно-заклинательная традиция

  • Полесские заговоры (в записях 1970-1990-х гг.) / Сост., подг. текстов и коммент. Т.А. Агапкиной, Е.Е. Левкиевской, А.Л. Топоркова. М.: Индрик, 2003. 752 с.
  • Заговоры в русской рукописной традиции XV—XIX вв.: История, символика, поэтика. М., 2005. 478 с.
  • Русские любовные заговоры XIX века // Эрос и порнография в русской культуре. М., 1999. С. 54-71.
  • Любовный заговор в былине // Живая старина. 1998. № 4. С. 15—16
  • Указатели славянских заговоров // Живая старина. 1999. № 1. С. 52-54.
  • Заговорно-заклинательная поэзия в рукописных традициях восточных и южных славян // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003). Доклады российской делегации. М., 2002. С. 351—361.
  • Олонецкий сборник заговоров как памятник народной культуры XVII в. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2003. №. 1(30). С. 148—155.
  • Символика тела в русских заговорах XVII—XVIII вв. // Тело в русской культуре. М., 2005. С.131-147.
  • Знахарка из Андомы и ее заговоры // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей. М., 2007. С. 188-205 (в соавт. с Е. Публичук)
  • Новые записи заговоров в Обонежье (2003—2007 гг.) // Народные культуры Европейского Севера: Материалы республиканской научной конференции (Архангельск, 15-17 октября 2007 г.). Архангельск, 2008. С. 34-41/
  • Обсуждение проектов восточнославянского и международного указателей заговоров / Подг. Т.А. Агапкиной и А.Л. Топорковым // Традиционная культура. 2008. № 4(32). С. 3-16
  • Некоторые проблемы и перспективы издания русских заговоров // Фольклор и этнография: К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова: Сб. науч. ст. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 292-301.

Духовные стихи

Детский фольклор

  • Страшные истории и пародии на них // Школьный быт и фольклор. Таллин, 1992. Ч. 1. С. 86-99.

Символика и ритуальные функции материальной культуры


  • Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984. С. 41-47.
  • Почему "решетом свету наношено"? // Русcкая речь. 1985. № 1. С. 121-123.
  • Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 89-101.
  • Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность, СПб., 1992. С. 114—118.
  • Битье посуды // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 180-182.
  • Горшок // Там же. С. 526-530. См. № 77.
  • Дежа // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1999. Т. 2. С. 45-49.
  • Еда // Там же. С. 176-178.
  • Дитя на выпекании // Родина. 2001. № 8. С. 96-99.
  • Ложка // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2004. Т. 3. С. 129-134.
  • Посуда // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2009. Т. 4. С. 215-218.
  • Решето // Там же. С. 432-437.

Эрос в русской культуре

  • Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. А. Л. Топорков. М., 1996. 534 с.
  • Эрос и порнография в русской культуре / Под ред. М. Левитта и А. Топоркова Москва. 1999. 700 с.
  • Малоизвестные источники по славянской этносоциологии (конец XIX — начало XX в.) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 307—318.
  • Ритуальное обнажение в народной культуре славян // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001 (в соавт. с Т. А. Агапкиной).

Народное православие и язычество

  • Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дер. Присно) // Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 222—233.
  • Материалы по славянскому язычеству (древнерусские свидетельства о почитании деревьев) // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л.: Наука, 1988. С. 224-235 (в соавт. с Т.А. Агапкиной).
  • Битье посуды; Голова; Гончар; Горшок; Дежа; Еда; Кабинетная мифология; Кукиш; Ложка; Мост; Нагота (в соавт. С Т.А. Агапкиной); Нож; Огонь; Окно; Переправа; Печь; Питье; Пожар; Порог; Поцелуй; Прощание; Река; Рука; Свет; Сердце; Сито; Смотреть; Солнце; Стол; Ступа и пест; Хлеб; Хлеб-соль // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2002. С. 38-39, 106-107, 109-110, 111-112, 132-133, 152-153, 212-213, 270, 284-285, 305-306, 312-314, 326-327, 336-337, 339-340, 361-362, 364-365, 366-367, 373, 378-380, 385-386, 393-394, 405-407, 413-415, 424-425, 431, 433-435, 438-439, 442-443, 450-451, 454-456, 476-477.
  • Мифологический образ дерева, растущего из женского сердца // Славянский и балканский фольклор. Виноградье. М., 2011. Вып. 11. С. 305-314.

Этикет

  • На кудыкину гору // Рус. речь. 1990. № 3. С. 141-144.
  • Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения, Л., 1985. С. 223—242.
  • Структура и функции сельского застольного этикета у восточных славян // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 190—203.
  • Русское пьянство: символика и ритуальные особенности // Кодови словенских култура: Храна и пиће. Коды славянских культур: Пища и питье. Београд, 1997. Броj 2. С. 170-177.
  • "Принимался он за питье за пьяныя..." // Родина.1997. № 9. С. 100-104.
  • Застольный этикет в свете мифологии (на восточнославянском материале) // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Studies in Slavic Folklore and Folk Culture. Berkeley, 1997. Вып. 1. С. 132-140.
  • "Мы горели от стыда..." [Символика поцелуя в России] // Родина.1998. № 3. С. 97-100.
  • Суеверные приметы и мифология повседневности // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф. 18-20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 32-42.
  • Пьянство // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2009. Т. 4. С. 377-382.

История фольклористики

  • Теория мифа в русской филологической науке ХIХ века. М.: Индрик, 1997.
  • Потебня А. А. Слово и миф / Сост., подг. текста и примеч. А. Л. Топоркова. М., 1989. 622 с.
  • Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913 / Отв. редактор и сост. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 1994. 400 с.
  • Буслаев Ф. Догадки и мечтания о первобытном человечестве / Сост., подготовка текста, статья и коммент. А. Л. Топоркова. М.: Росспэн, 2006. 703 с.
  • Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре / Сост., подг. текстов, ст. и коммент. А.Л. Топоркова. М., 2007.
  • Из рукописных материалов П.Г. Богатырева // Русская речь. 1988. № 6. С. 95-99.
  • [Из истории науки.] В.И. Даль. Условный язык петербургских мошенников (подг. публ. и вступит. статья) // Вопр. языкознания. 1990. № 1. С. 133-137.
  • Об источниках "Поэтических воззрений славян на природу" // "А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу". Справочно-библиографические материалы. М., 2000. С. 7-49.
  • Предвосхищение понятия "архетип" в русской науке ХIХ века // Литературные архетипы и универсалии. М., 2001. С. 348-368.
  • Книга В.И. Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» // «Индрик»: 10 лет. М., 2003. С. 178-184.

Работы на иностранных языках

  • Aux sources de l’?tiquette: ?tudes ethnographiques. Presses Universitaires Blaise Pascal, 2004. 321 p. (in collab. with A.K. Ba?bourine).
  • The devil’s candle: street lighting // History Today, Nov., 1996, p. 34-36.
  • Litt?rature orale et folklore ?rotique russe dans les ?ditions fran?aises et allemandes (fin du XIXe — d?but XXe si?cle)», in: Philologiques IV. Transferts culturels triangulaires France-Allemagne-Russie, sous la dir. de Katia Dmitrieva et Michel Espagne. Paris, 1996. P. 245-255.
  • Russian Love Charms in a Comparative Light // Charms, Charmers and Charming: International Research on Verbal Magic / Ed. by Jonathan Roper. Palgrave Macmillan, 2008. P. 119-144.
  • La symbolique du corps dans les formules magiques en Russie aux XVIIe-XVIIIe siecles // Le corps dans la culture Russe et au-dela / Textes reunis par G. Kabakova et Fr. Conte. Cahiers Slaves, № 9. Paris, 2008. P. 165-185.
  • Verbal Taboos in Contemporary Records // Anthropology and Archeology of Eurasia. 2009. V. 47. № 4. P. 58-74 (in collab with T. Il’ina).
  • What Can You Find in the Banya If You Go There at Midnight? (Rewiew of W.F.Raiyan [Ryan]. Bania v polnoch: Istoricheskii obzor magii i gadanii v Rossii. M., 2006) // Forum for Anthropology and Culture. 2009. № 5. P.425-444.

Другое

  • Неизданные стихотворения М.В. Милонова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1983. Л.: Наука, 1985. С. 39-44.
  • Из мифологии русского символизма. Городское освещение // Мир А. Блока. Блоковский сборник. Учен. зап. Тартус. гос. ун-та, вып. 657. Тарту, 1985, с. 101-112.
  • История Ивана Тревоги // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. С. 246-276.
  • Фольклорные источники в «Повести о Светомире царевиче» В. И. Иванова // Europa Orientalis. 2002. № 2. C. 213—260.
  • Фольклорные формы словесности // Теория литературы. Т. 3. М., 2003. С. 133-157.
  • [Ответы на вопросы редакции] Об изучении славянской традиционной культуры в России // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 7-8, 9-12, 14.
  • Некоторые замечания по поводу переписки Вяч. Иванова и Лидии Зиновьевой-Аннибал // Donum homini universalis: Сборник статей в честь 70-летия Н.В. Котрелева. М., 2011. С. 397-408.
  • Философы русского зарубежья о мифе и западных исследователях мифологии(по материалам журнала «Путь») // Миф и художественное сознание XX века. М., 2011. C. 438-461.
  • «Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова и «Сказание о Мамаевом побоище» // Русская литература. 2011. № 4. С. 111-117.
Поделиться: