Популярные
На фото Андрей Тарковский

Андрей Тарковский

выдающийся советский кинорежиссёр и сценарист
Дата рождения:
1932-04-04
Дата смерти:
1986-12-29
Биография

Биография

Детство и юность

Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области (ныне — сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области), на Волге, в литературной семье. Отец, Арсений Александрович Тарковский — поэт и переводчик, уроженец Елизаветграда, (Украина). Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный Институт в Москве.

В 1935 году Арсений Александрович оставляет семью, а в 1941 году уходит добровольцем на фронт, где после ранения теряет ногу. Мария Ивановна устраивается корректором в Первую Образцовую типографию в Москве, где она проработает до пенсии.

В 1939 году Андрей поступает в московскую школу № 554 (ныне — Школа № 1060), но война снова приводит его в места раннего детства. Мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери» — вспоминал Тарковский. Мария Ивановна по льду ходила за реку, носила картофель из дальних деревень.

Уже в 1943 году Тарковские возвращаются в Москву, а Андрей — в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы Андрей проводит с бабушкой, матерью и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в Замоскворечье. И хотя жизнь свою Андрей прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким и предстанет он более чем сорок лет спустя в фильме «Зеркало», где будут отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.

Школьный аттестат Андрея Тарковского, хранящийся в архиве ВГИК, не обнаруживает следов прилежания или увлечения ни по одной из дисциплин — говорит, скорее об отсутствии интереса к естественным наукам и о сносных знаниях в гуманитарных. Воспитание Андрея было традиционно художественным. Семи лет его отдали в районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе он поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, оставил занятия. «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии, — писал Андрей в своей автобиографии, поданной во ВГИК, — я недостаточно знал ещё жизнь». Не окончив курс, он устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, а в мае 1953 года — коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИЗолото в далёкий Туруханский район Красноярского края. Там он проработал почти год на реке Курейке, прошёл пешком сотни километров по тайге и сделал альбом зарисовок, который затем сдал в архив Нигризолота.

«Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром», — писал он в той же автобиографии. Однако экзотический год жизни — впечатления тайги, экспедиции и связанной с ними романтики — прямого отражения в его режиссёрском творчестве, если не считать учебных работ во ВГИКе, не нашёл.

ВГИК

По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и успешно поступил на режиссёрское отделение (мастерская М. И. Ромма). «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — неоднократно повторял Тарковский в более позднем возрасте. Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекся молодой формой искусства.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпадают с хрущёвским периодом обновления в искусстве. Ещё незадолго до того факультет кинорежиссуры не сулил больших возможностей — годовая продукция кино была мала, и фильмов хватало разве что маститым режиссёрам. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. В 1954 году, когда Тарковский подал заявление во ВГИК, кинопродукция достигла 45 фильмов в год, а в 1955 году их стало уже 66. Но кроме быстрого количественного роста фильмов — а значит, и возможностей — существенную роль в становлении Тарковского сыграло то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение. Оно-то и создало феномен «школы ВГИК». Люди ещё молодые, но уже воевавшие, обладавшие опытом жизни и осознанным стремлением выплеснуть его в искусстве, пришли в поэзию, литературу, театр и кино. Именно им предстояло на рубеже 1950—1960 годов обновить темы и средства выразительности, круг жизненных наблюдений искусства и представление о герое. В 1956 году дебютировала целая плеяда молодых режиссёров, сценаристов, операторов, актёров. Всего за два года (1955—1956) молодые режиссёры сделали около 50 фильмов.

  • «Дневник сельского священника»
  • «Причастие»
  • «Назарин»
  • «Земляничная поляна»
  • «Огни большого города»
  • «Сказки туманной луны после дождя»
  • «Семь самураев»
  • «Персона»
  • «Мушетт»
  • «Женщина в песках»

В 1956 году наступает период «оттепели», начало которого ознаменовало разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Веяние этой «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Тарковский, вместе со своим другом и соавтором Андреем Кончаловским ездят в архив Госфильмофонда в Белых Столбах, где они смотрят фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана, Брессона, Мидзогути. Термин «оте?р» (от французского auteur), уже принятый западной кинокритикой, обозначающий единого автора картины, создателя слова и образа, под контролем которого находятся все аспекты кинопродукции, от сценария до монтажа — усваивается Тарковским как необходимое условие творчества.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. Будучи режиссёром повествовательным и жанровым, в значительной мере воплощающим для своих студентов кинематограф соцреализма 1930-х годов, который многие из них отрицали и критически переосмыслили, Ромм был учителем, развивавшим в своих учениках творческую индивидуальность и верность своей правде. Он давал им взаймы деньги, выручал их в случае неприятностей, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Первая режиссёрская курсовая работа Тарковского — короткометражный фильм «Убийцы» был поставлен осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал среднеметражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957) и «Концентрат» (1958), отразивший опыт работы Тарковского в геологической партии, визуально насыщенный сценарный этюд, сохранившийся только на бумаге.

На третьем курсе Тарковский встречает в монтажной Андрея Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента начинается их творческая дружба и соавторство. Они обнаруживают много общего во взглядах на кинематограф, им нравятся одни и те же режиссёры — А. Довженко, Л. Бунюэль, А. Куросава.

Вместе они пишут сценарий «Антарктида — далёкая страна» (1959 год), отрывки из которого публикует «Московский комсомолец». Тарковский пытается предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получает отказ. После этого они работают над сценарием «Каток и скрипка» (1960 год) и успешно продают его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Детский сентиментальный сюжет этого сценария рассказывает о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.

Тарковский получает разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы. Он предлагает молодому оператору Вадиму Юсову снять для него эту короткометражную картину. Концепция картины сформировалась под воздействием увлечения Тарковского и Кончаловского фильмами французского режиссёра Альбера Ламориса, в частности, его короткометражным фильмом «Красный шар», завоевавшим в 1956 году Гран-при на Каннском кинофестивале и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, принесла Тарковскому первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский закончил ВГИК с отличием и получил диплом № 756038.

Последние годы

Народный артист РСФСР (1980).

С 1982 года Тарковский направляется в Италию для съёмок фильма «Ностальгия». По окончании съёмок в 1984 году режиссёр принял решение не возвращаться в СССР. После этого он снял только один фильм — «Жертвоприношение» (снят в Швеции, совместная продукция европейских стран).

Тарковский умер от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в 1986 году. Награждён Ленинской премией (1990, посмертно).

В 1988 году во Львове прошёл Всесоюзный Круглый Стол «ВЗГЛЯД», посвященный творчеству А. А. Тарковского, в котором приняло участие свыше 300 делегатов (критики, киноведы, философы, культурологи, члены съемочной группы А.Тарковского, киноклубники и пр), и были проведены первые в СССР и за рубежом Чтения по творчеству Тарковского. Здесь же было учреждено «Общество Андрея Тарковского» со штаб-квартирой в Москве в СК СССР.

В 1989 году был организован «Фонд Андрея Тарковского», который проводит фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

Хронология жизни и творчества

  • 1932 — 4 апреля родился в селе Завражье, недалеко от города Юрьевца ныне — Ивановской области в семье Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. В сентябре семья возвращается в Москву.
  • 1934 — 3 сентября рождается сестра Марина.
  • 1937 — Арсений Тарковский оставляет семью.
  • 1941 — Эвакуируется в город Юрьевец вместе с матерью, бабушкой и сестрой. Там поступает в школу.
  • 1943 — Летом возвращается в Москву. В сентябре возобновляет учёбу в школе № 554.
  • 1947 — В сентябре поступает в «Художественную школу имени 1905 года». В ноябре заболевает туберкулёзом, госпитализирован.
  • 1948 — Весной выписан из больницы.
  • 1951 — В июне заканчивает художественную школу. Поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения.
  • 1953 — Зимой бросает учёбу в институте. Проводит лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края. Осенью возвращается в Москву и устраивается работать старшим коллектором в институт Нигризолото.
  • 1954 — В апреле увольняется из Нигризолота. В сентябре поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ильича Ромма.
  • 1956 — Ставит вместе с Александром Гордоном и Марикой Бейку короткометражный фильм «Убийцы».
  • 1957 — В апреле женится на сокурснице Ирме Рауш. Летом работает с А. Гордоном над фильмом «Сегодня увольнения не будет».
  • 1959 — Пишет с Олегом Осетинским и А. Михалковым-Кончаловским первый вариант литературного сценария «Антарктида, далёкая страна».
  • 1960 — В апреле пишет с А. Михалковым-Кончаловским сценарий к фильму «Каток и скрипка» и начинает работу над фильмом.
  • 1962 — Фильм «Иваново детство» удостоен приза «Золотой Лев» на кинофестивале в Венеции. 30 сентября рождается сын Арсений.
  • 1964 — Начинает работу над фильмом «Андрей Рублёв».
  • 1965 — В ходе съёмок «Рублёва» знакомится с Ларисой Кизиловой. Создаёт радиопостановку по рассказу У. Фолкнера «Полный поворот кругом» на Всесоюзном радио.
  • 1966 — Заканчивает работу над фильмом «Андрей Рублёв». Премьера фильма в Союзе кинематографистов состоялась в декабре.
  • 1967 — Начинает работать над киносценарием, переименованный из «Исповедь» в «Белый день», затем в «Белый-белый день» (окончательное название «Зеркало»).
  • 1968 — В октябре начинает с Фридрихом Горенштейном работу над проектом «Солярис».
  • 1969 — Работает над сценарием к фильму «Солярис».
  • 1970 — Снимает «Солярис». В июне разводится с Ирмой Рауш. Женится на Ларисе Кизиловой. 7 августа у них рождается сын Андрей.
  • 1971 — Повторная премьера фильма «Андрей Рублёв» в Центральном Доме кино. Работает с Фридрихом Горенштейном над сценарием «Светлый ветер (Ариэль)».
  • 1972 — Завершает работу над «Солярисом». Преподает на Высших режиссёрских курсах. Едет в Канны с «Солярисом», где фильму присуждается «Специальный приз жюри».
  • 1973 — Премьера «Соляриса» в московском кинотеатре «Мир». Начинает съёмки фильма «Белый-белый день (Зеркало)».
  • 1974 — Завершает работу над «Зеркалом».
  • 1975 — Премьера фильма «Зеркало» в Центральном Доме Кино. Пишет киносценарий «Гофманиана».
  • 1976 — Пишет с Аркадием и Борисом Стругацкими сценарий к фильму «Сталкер». В декабре начинает репетиции «Гамлета» Шекспира в Московском Театре Ленинского комсомола.
  • 1977—1978 — Снимает «Сталкер». В апреле переносит сердечный приступ. В конце года пишет с Александром Мишариным «Сардор».
  • 1979 — Завершает съёмки «Сталкера». Летом едет в Италию. 5 октября у него умирает мать.
  • 1980 — Едет в Италию. Пишет с Тонино Гуэрра сценарий к фильму «Ностальгия».
  • 1981 — Едет в Швецию и безуспешно пытается остаться на Западе.
  • 1982 — В марте возвращается в Италию для продолжения работы над «Ностальгией». Снимает документальный фильм «Время путешествия» и начинает съёмки «Ностальгии».
  • 1983 — Завершает съёмки «Ностальгии». Ставит в лондонском Ковент-Гардене оперу Мусоргского «Борис Годунов». В ноябре начинает писать сценарий к фильму «Жертвоприношение».
  • 1984 — Едет в Стокгольм для обсуждения «Жертвоприношения». 10 июля на пресс-конференции в Милане объявляет о своём намерении не возвращаться в Советский Союз. В конце года едет в Берлин.
  • 1985 — Зиму проводит в Берлине. Весной едет в Швецию. Начинает снимать «Жертвоприношение». В конце года ему поставлен диагноз — рак.
  • 1986 — В январе начинает лечение в Париже. 19 января его сын Андрей и тёща Анна Егоркина приезжают в Париж. «Жертвоприношение» демонстрируется в Каннах и удостаивается «Специального приза жюри». 29 декабря умирает в Париже.

Рождается третий сын Александр, которого Андрей Тарковский никогда не видел (мать — Берит)

  • 1987 — 3 января похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела» был позже сделан Эрнстом Неизвестным.

Указатель творческих работ

Фильмография

Кинопостановки

Радиопостановки

  • «Полный поворот кругом» по одноимённому рассказу Уильяма Фолкнера. 1965. В ролях: Богарт — А. Лазарев, Клод Хоуп — Н. Михалков и др.

Театральные постановки

  • «Гамлет» Шекспира (Ленком, 1977). Художник — Т. Мирзашвили; музыка — Э. Артемьев. В ролях: Гамлет — А. Солоницын; Гертруда — М. Терехова; Клавдий — В. Ширяев; Офелия — И. Чурикова; Полоний — В. Ларионов; Лаэрт — Н. Караченцов, Могильщик — В. Проскурин и др.
  • «Борис Годунов», опера Мусоргского в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон, 1983). Дирижёр — Клаудио Аббадо; сценическое оформление — Николай Двигубский; световое оформление — Роберт Брайн. В ролях: Борис Годунов — Роберт Ллой; Марина Мнишек — Эва Рандова; Гришка Отрепьев — Майкл Светлев; Шуйский — Филип Лэндгридж; Юродивый — Патрик Пауэр; Пимен — Гуини Ховел. Постановка Тарковского была также реализована в Мариинском театре (дирижёр — Валерий Гергиев), эта версия выпущена на DVD.

Киносценарии

  • А. Тарковский, А. Гордон. Убийцы. — М., 1956.
  • А. Гордон, И. Махов, А. Тарковский. Сегодня увольнения не будет. — М., 1957.
  • А. Тарковский, А. Безухов, О. Осетинский. Антарктида, далёкая страна. — М., 1959 // «Московский Комсомолец». — 1960. — 31 января.
  • А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский. Каток и скрипка. — М., 1960.
  • В. Богомолов, М. Папава, А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский. Иваново детство (по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван».) — М., 1961.
  • А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Страсти по Андрею. — М., 1962.
  • Ч. Айтматов, Б. Добродеев, А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Первый учитель. — 1965.
  • Г. Маларчук, А. Тарковский. Сергей Лазо. — 1967.
  • А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Ташкент — город хлебный. — 1968.
  • А. Тарковский, А. Мишарин. Зеркало. — М., 1968; Сан-Грегорио, 1984.
  • Л. Кочарян, А. Тарковский. Один шанс из тысячи. — 1969.
  • А. Тарковский. Конец атамана. — 1971.
  • А. Тарковский, Ф. Горенштейн. Солярис (по одноимённому роману Станислава Лема.) — М., 1972.
  • А. Тарковский, Ф. Горенштейн. Светлый ветер (по мотивам романа Александра Беляева «Ариэль»). — М., 1972.
  • А. Тарковский. Лютый. — 1973.
  • А. Тарковский. Гофманиана. — Мясное, 1975; Италия, 1984 // «Искусство кино». — 1976. — № 8.
  • А. Стругацкий, Б. Стругацкий, А. Тарковский. Сталкер (по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине»). — М., 1978.
  • А. Тарковский, Александр Мишарин. САРДОР. — М., 1978.
  • Т. Гуэрра, А. Тарковский. Ностальгия. — М., Рим, 1978—1982.
  • А. Тарковский. Берегись! Змеи! — 1979.
  • А. Тарковский. Жертвоприношение. — Сан-Грегорио, январь-февраль 1984.

Книги

  • Sculpting in time / Translated by Kitty Hunter-Blair. — Austin: University of Texas Pr., 1989. ISBN 0-292-77624-1.
  • Мартиролог: Дневники. — Ин-т им. А. Тарковского, 2008. — 624 с. ISBN 978-88-903301-0-0.
  • Тарковский — Уроки режиссуры

Вероисповедание

«В последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан (Ливи) говорит про Андрея Тарковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью».

«Как пример его православного творчества, можно привести фильм „Андрей Рублёв“. Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения».

Память

  • В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения Андрея Тарковского учреждён «Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского», который проводится в городе Иванове.
  • Именем Андрея Тарковского названа малая планета № 3345, открытая советским астрономом Людмилой Карачкиной.
  • 1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трём его известным выпускникам, среди которых и Андрей Тарковский. Автор памятника — скульптор Алексей Алексеевич Благовестнов
  • О Тарковском снят документальный фильм.
  • Фильмы, посвящённые Андрею Тарковскому:
    • фильм Юрия Елхова «Кошкодав Сильвер» (в фильме использованы кадры из документального фильма о Тарковском);
    • фильм Сергея Параджанова и Давида Абашидзе «Ашик-кериб»;
    • фильм Ларса фон Триера «Антихрист» (представлен 18 мая 2009 года на Каннском кинофестивале).
  • Улицы Андрея Тарковского есть в городах Юрьевец и Сергиев Посад.
Поделиться: