10 декабря 1956 года в Москве родился мальчик Андрей. Его отец, Вениамин Неклюдов, был ведущим актером в Красноярском драматическом театре. Мать, Людмила Васильева, получила образование театрального критика в ГИТИСе. Таланты родителей определили будущее Андрея, но расти ему пришлось без отца – Вениамина Исаевича не стало, когда мальчику исполнилось только четыре месяца. Умер Неклюдов на сцене, в тот момент, когда по сюжету спектакля умирал герой, которого он играл.
В детстве Андрей очень часто бывал в театре – мама-театровед, ходила чуть ли не на все спектакли и брала с собой маленького сына, причем чаще всего она не сидела в зрительном зале, а беседовала с актерами и режиссерами за кулисами. Сам же Васильев пришел на сцену в школьные годы, играя сначала в театральном кружке, а потом в Театре Юных Москвичей при столичном Дворце пионеров. Кроме актерского мастерства мальчик увлекался музыкой и несколько лет пел в хоре. После девятого класса Андрей перешел в вечернюю школу и устроился на работу, выбрав первым местом своей трудовой деятельности Центральный детский театр. Сцена притягивала его, хотя работал Васильев, конечно, не актером, а обычным электриком.
В 1974 году он перешел в Росконцерт, на должность художника по свету, и именно здесь случай помог ему начать свою эстрадную карьеру. Во время гастролей в Махачкале внезапно заболел конферансье, и Васильев предложил свои услуги. Концерт он провел очень успешно, и этот дебют буквально дал Андрею «путевку» на эстраду. Вскоре его пригласили в вокально-инструментальный ансамбль, созданный при государственной филармонии Дагестана, а через несколько месяцев он стал художественным руководителем ВИА. Именно тогда Андрей стал сочинять небольшие монологи и репризы, обрел уверенность в себе и понял, что способен на большее, чем работа на периферии.
В 1978 году Васильев вернулся в Москву – Анатолий Кролл, известный дирижер и композитор, позвал его в свой оркестр «Современник». В этом прославленном эстрадном коллективе начинали многие певцы и музыканты, ставшие впоследствии знаменитыми: Юрий Антонов, Лариса Долина, Леонид Серебренников. К слову, Васильев пришел в «Современник» одновременно с Долиной, и в этот день завязалась их долгая дружба.
Вместе с возможностью выступать в самых лучших концертных залах страны Андрей получил в оркестре «Современник» и возможность стать профессиональным артистом эстрады. По направлению «Современника» он два года учился во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, а после обучения официально стал артистом разговорного жанра второй категории. Андрея все чаще приглашали в сборные концерты, и вскоре он сделался очень известным человеком на эстраде, ведущим концертных программ в Центральном концертном зале, Театре эстрады, на концертных площадках спорткомплексов «Олимпийский» и «Лужники». Удостоился Васильев и чести работать конферансье на главной сцене Советского Союза – в Кремлевском Дворце съездов. Несколько лет он постоянно вел здесь эстрадные концерты и участвовал в детских новогодних представлениях, играя роли от сказочного волка до Деда Мороза.
Все эти годы Андрей много гастролировал, постоянно выступал на всесоюзных фестивалях искусства, проходивших в разных городах страны. Он работал в отделе специальных мероприятий и фестивалей Госконцерта и сотрудничал с разными творческими коллективами – ему довелось выступать фактически со всеми звездными исполнителями советской эстрады, вести сольные концерты Муслима Магомаева, Ирины Аллегровой, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, выходить на сцену вместе с группой «Машина времени», ансамблями «Пламя» и «Самоцветы». В 1983 году Васильев стал лауреатом Всесоюзного конкурса эстрадных артистов, в 1985-м – лауреатом Всемирного молодежного фестиваля в Москве.
В 1984 году Андрей поступил на факультет эстрадной режиссуры в ГИТИС, на курс Вячеслава Шалевича. Его дипломной работой стали сценарий и постановка эстрадного спектакля для Кати Семеновой «Здравствуйте, я ваша Катя!». В том же году Васильев поставил эстрадное ревю под названием «Что-нибудь для души» в театре «Музыкальное Агентство» Льва Лещенко. Работал он и на телевидении – одним из ведущих передач «Кафе "Саквояж"» и «Шире круг». Перу Андрея принадлежат также некоторые сценарии этих проектов.
Публика его обожала – за обаяние, смелость высказываний, остроумие и способность мгновенно выдавать стихи на заданные зрителем рифмы. Кстати, Васильев был первым из московских конферансье, имевшим собственные сольные выступления, и москвичи до сих пор помнят его спектакли «В гостях у конферансье» и «Ностальгия по настоящему». Андрей не просто смешил зрителей, но и не боялся говорить о серьезных и насущных проблемах.
Эстрадная деятельность Андрея Васильева прервалась в начале девяностых, когда сборные эстрадные программы практически ушли в прошлое. Известный столичный конферансье устроился барменом на туристический океанский лайнер, но и в круизах выступал перед пассажирами. Именно тогда появился спектакль, состоявший из популярных шлягеров восьмидесятых годов. Андрей придумал его для туристов и назвал «Песни моих дворов». В 1997 году Васильев выпустил свой первый музыкальный альбом «Россия и Америка».
Но морские странствия не сделали Андрея счастливым – напротив, в конце концов он начал воспринимать лайнер как золотую клетку, тем более что работал буквально на износ. В круизах Васильев провел целых шесть лет, плавая три четверти года и проводя отпуск в основном у мамы. Личная жизнь у Васильева всегда была очень сложной – только официально он женился трижды.
После возвращения «на землю» Андрею на первых порах помогла Лариса Долина: вместе с ее коллективом он поехал в качестве конферансье на гастроли. Но потом снова пришлось искать работу, которой на эстраде в то время стало гораздо меньше. В 2001 году Марк Розовский пригласил Васильева в свой театр, сумев разглядеть в эстрадном конферансье талант драматического актера. В театре «У Никитских ворот» Андрей играл до 2007 года, и среди его ролей были Максим Григорьевич из «Романа о девочках», Гундосый из мюзикла «Гамбринус», Боб Фосс из мюзикла «Кабаре». На этой сцене состоялся в 2002 году бенефис Васильева «И опять во дворе», и в том же году Андрею присвоили звание заслуженного артиста России.
Помимо работы в театре Андрей продолжал заниматься музыкой. Его записи из альбомов «Не праздничные песни» (2001 год), «Шансон моих старых дворов», «Я скучаю по своим друзьям» (2002 год) часто звучали на радио «Шансон». В 2003 году вышел альбом «Колесики», в 2006-м – «Светка». Тексты некоторых песен Васильев писал сам, например, «Балладу про рыжего пса». В эфире стали появляться также его частушки и джинглы. С 2006 года Андрей начал вести на радио хит-парады «Шансон года» и стал ведущим ежегодных церемоний этих хит-парадов в Кремле. Была у него и своя группа «Москвички».
Андрей Вениаминович Васильев умер 10 сентября 2011 года. Ему было только пятьдесят четыре. Замечательный актер, великолепный конферансье, певец и просто хороший человек, он ушел неожиданно и слишком рано, но его бархатный голос по-прежнему можно услышать на радио «Шансон».
О своей профессии Васильев всегда говорил с любовью и называл ее праздничной, а себя – счастливчиком, работающим только на праздниках. И настоящим счастьем была для него возможность внести в эту атмосферу веселья еще одну капельку настоящего меда.