Родилась в семье литераторов и переводчиков. Отец — Герасимов Георгий Павлович, одно время был актером, позже — журналист и переводчик. Мать — Белла Залесская, преподаватель немецкого языка и литературы, в дальнейшем переводчик (немецкий, литовский) и сотрудник Союза писателей СССР.
Аня научилась читать в раннем возрасте и с большой скоростью «проглатывала» книги из домашней библиотеки. В детстве занималась в хоровой студии «Веснянка», училась игре на фортепиано. Окончила школу с золотой медалью, затем с отличием окончила Литературный институт, отделение художественного перевода. Опубликованы её переводы литовской поэзии (в частности, Гинтараса Патацкаса). По окончании, в 1983 г., поступила в аспирантуру, где занималась творчеством обэриутов (Александр Введенский, Даниил Хармс). Позже, уже в конце 80-х — начале 90-х гг., подготовила более десятка изданий их произведений, из которых большая часть так и не увидела свет из-за ликвидации соответствующих издательств. Среди вышедших изданий — сборник произведений Хармса «Меня называют капуцином». Последняя на данный момент значительная филологическая работа — подготовка полного собрания сочинений Александра Введенского «Всё» (ОГИ, 2010).
С 1995 года практически оставила филологию и профессионально занялась музыкой, постепенно собрала состав «Умка и Броневичок» (с 2005 — «Умка и Броневик»), с тех пор выпустила более двадцати альбомов. Умка (с группой или без) широко гастролирует по бывшему советскому пространству и по всему миру.
Среди ее музыкальных ориентиров — Rolling Stones, Боб Дилан, The Velvet Underground, Лу Рид, Игги Поп, Grateful Dead. Любимые поэты — Мандельштам и Введенский. Свободно владеет английским, немецким и литовским языками.
Альбомы 1995—1996 годов были записаны при разных обстоятельствах (см. автобиографию) и распространялись на кассетах. В 2005 году некоторые песни из них вошли в сборник «Неолит», распространявшийся на «самопальном» CD, тоже под меткой «20 лет спустя рукава».
С конца 1990-х годов Умка, одна или с музыкантами, много ездит по стране и за её пределами, давая свыше ста концертов в год. Концерты бывают в основном трёх типов:
Концерты проходят в клубах, на открытых площадках, иногда устраиваются квартирники. Широко известна политика Умки по максимально возможному снижению входной платы, «чтобы могли попасть те, у кого нет денег» — вплоть до проведения концертов с бесплатным входом и сбором денег у желающих их дать.
Кроме многочисленных городов стран бывшего СССР, концерты проходили в Германии, США, Израиле, Нидерландах, Великобритании, Чехии, Польше, Финляндии.