14 января 1963 года в Гурьевске, городе Кемеровской области, родилась девочка – Аня Подгорная. Почти сразу после рождения дочери семья Подгорных сменила место жительства и поселилась в Череповце. Здесь отец Анны трудился в литейном цехе, а ее мама работала в конструкторском бюро. Долгое время семья прожила в общежитии из-за дефицита квартир. Аня со своей сестрой были практически без присмотра, да и отец часто пил. В отчаянии мать отправила письмо в Москву, своему знаменитому однофамильцу и члену ЦК. Как это часто бывает в сказках, письмо сработало, и семья получила целую комнату в коммунальной квартире. Но и здесь Подгорных подстерегала беда – умер отец, и мать оказалась вынуждена воспитывать своих детей одна.
В подобных условиях Анна, как и многие другие дети, рано обрела самостоятельность. Когда она пошла в школу, мать ухитрилась выделить из скромного бюджета семьи деньги и приобрести фортепиано. Кстати, училась Анна очень хорошо, практически на круглые пятерки, а к тому же занималась в музыкальной школе. Мать мечтала, что Анна, закончив школу, поступит в музыкальное училище, а потом выйдет замуж за офицера, но дочь рассудила по-своему и с пятнадцати лет хотела только одного – стать актрисой. Сама Анна Самохина утверждает, что к подобному решению ее подвигла первая и несчастная любовь. Роман, который бурно обсуждался всей школой, был совершенно невинным, но родители юноши запретили сыну встречаться с Анной, а вскоре отправили его в Москву, и более пути влюбленных не пересеклись. Собственно, мысль о том, чтобы все вокруг поняли, какую великолепную девушку потерял несостоявшийся жених, и подвигла Анну к карьере актрисы.
Закончив восьмой класс, в 1978 году Анна поступила в Ярославское театральное училище на отделение актерского мастерства. И тут к ней пришла новая любовь. Сашу Самохина она выделила еще до того, как он заметил худенькую, бедно одетую девушку. Позже Анна рассказывала, что ее сестра привезла ей босоножки на высоких каблуках и бархатную зеленую юбку, и наряд буквально произвел фурор в училище. За Анной стали ухаживать многие однокурсники, и среди них был Саша. Преподаватели училища заволновались – ведь если Самойлову было уже двадцать четыре года, то Анне всего пятнадцать. Они даже сообщили матери Анны, и та заявила, что с незаконнорожденным ребенком в дом ее не пустит. Однако Александр относился к Анне исключительно бережно, и лишь когда девушке исполнилось шестнадцать, собравшиеся вместе родители влюбленных постановили, что их дети образовали семью.
В 1982 году Анна и Александр окончили училище и по распределению отправились работать в ТЮЗ города Ростова. Всего через год в их семье произошло прибавление – на свет появилась маленькая Сашенька. Пока счастливая мать находилась в декрете, ее роли передали другой актрисе, что ввергло Анну в тяжелую депрессию. Но вскоре ей улыбнулась удача – в 1983 году режиссер Игорь Вознесенский пригласил актрису на эпизодическую роль в новом кинофильме «Признать виновным». Затем на четыре года наступило творческое затишье, и только в 1987 году режиссер Юнгвальд-Хилькевич решил попробовать Анну Самохину на роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф». Пробы оказались настолько удачными, что Самохину утвердили на эту роль, и начались съемки. Георгий Юнгвальд-Хилькевич подобрал для съемок в картине исключительно сильный актерский состав, а потому Анне пришлось работать с уже известными зрителю Михаилом Боярским, Евгением Дворжецким, Алексеем Петренко, Алексеем Жарковым. Эта роль Самохиной была сыграна столь удачно, что почти сразу Анну пригласили на одну из главных ролей в знаковой картине «Воры в законе» режиссера Юрия Кары. После этого предложения на съемки фильмов пошли буквально чередой. Следующей стала роль Маританы в ленте «Дон Сезар де Базан», которую снял режиссер Ян Фрид. А в «Царской охоте» Анна Самохина с блеском исполнила роль княжны Таракановой.
Популярность Анны Самохиной в кино имела и другую сторону – в 1989 году ее пригласили для работы в театре имени Ленинского комсомола, и актриса переехала из Ростова в Ленинград. Но уже через год для всей России и отечественного кинематографа наступили тяжелые времена. Фильмов снималось мало, да и те, которые были, представляли собой второсортные кинокомедии. Однако Анна Самохина бралась за любую работу. Стоит отдать должное таланту актрисы – даже в таких подвергшихся критике фильмах, как «Страсти по Анжелике» и «»Брюнетка за 30 копеек», она создала эффектные образы, запомнившиеся зрителям.
В начале девяностых брак Анны и Александра Самохиных мирно и без скандалов приказал долго жить. Сама Самохина говорила об этом моменте, как об освобождении, правда, достаточно спорном – ведь с Александром ей было абсолютно спокойно, надежно и предсказуемо. Но мятущаяся душа актрисы рвалась вперед… Она занималась не только съемками фильмов и игрой на сцене театра, но и активно участвовала в общественных делах переименованного в Санкт-Петербург Ленинграда. Вскоре Анна познакомилась с бизнесменом Дмитрием Павловичем Коноровым, владельцем одного из кафе северной столицы. В 1994 году Анна Самохина вышла за Конорова замуж, и второй муж помог ей в организации своего собственного ресторанного бизнеса. Кроме того, супруги создали киностудию «Диапазон», в которой Самохина занимала должность художественного руководителя. В 1996 году именно Анна Самохина представляла в Монако нашумевший телефильм, снятый по роману Толстого «Князь серебряный» и названный «Гроза над Русью». Критики отметили великолепную игру в этом фильме Сергея Бондарчука и Олега Борисова. Но брак с Дмитрием Коноровым распался через семь лет, а после развода рестораны «Поручик Ржевский» и «Граф Суворов» были проданы.
Лишь к концу девяностых Анна Самохина вновь появилась на киноэкранах. В комедии криминального плана «Китайский сервиз», снятой режиссером Виталием Москаленко, актриса создала образ Зинаиды Волошиной и сыграла на равных с такими артистами, как Сергей Безруков, Олег Янковский и Сергей Никоненко. Тогда же, в 1999 году, Анна Самохина снялась в одной из серий «Улиц разбитых фонарей», сыграв «даму с собакой». Следующая значительная работа Самохиной пришлась на 2001 год, когда на экранах появился телесериал «Черный ворон» В этой эпической истории, охватившей период более пятидесяти лет, Анна великолепно сыграла Аду Захаржевскую, мать одной из главных героинь и потомственную колдунью.
В 2003 году состоялось возвращение Анны Самохиной на сцену театра. Любопытно, что сцена эта была не питерской и не московской. Приглашение в театр города Тольятти поступило к актрисе от Сергея Сычева, председателя правительства Самары. Из нескольких предложенных на выбор пьес Самохина остановилась на постановке по произведению Иржи Губача «Наполеон и Жозефина» – комедии о крестьянке, с которой Бонапарт прожил свои последние годы в ссылке на острове Святой Елены. Пьесу поставил театр Тольятти «Колесо», и спектакль прошел при полном аншлаге. До сих пор ходит легенда, что кассирша, которой надоело объяснять отсутствие билетов, бросила в окошко кассы шутку – «Триста долларов за билет!» – и мгновенно получила ответ: «Замечательно! Нам десять билетов». Премьеры этого великолепного спектакля прошли также в Санкт-Петербурге и в Самаре.
Очередной роман Анны Самохиной случился в 2004 году. Правда, свои отношения с Евгением Федоровым актриса не оформляла, а два года спустя рассталась с ним. Ни один из последующих романов актрисы не продлился столь долго, да и сама Анна, по свидетельству близко знавших ее людей, не стремилась заводить длительные отношения.
Анна Самохина продолжала сниматься в сериалах и создала ряд запоминающихся образов. Вряд ли кто-то пропустил созданный ей образ Кати в сериале «Бандитский Петербург» или Маши в «Три цвета любви». Великолепно была сыграна и роль Ирины Полянской в «Повторении пройденного». Удивительно, но, снимаясь с выдающимися актерами, Анна Самохина никогда не смотрелась как «аксессуар» главного героя, а выглядела отдельной личностью – и при этом всегда женственной и прекрасной.
Осенью 2009 года Анна Самохина вместе с Маргаритой, своей старшей сестрой, планировала отправиться на отдых в Гоа, однако актриса почувствовала недомогание и внезапные боли в желудке. Сестра настояла на клиническом обследовании Анны. В Военно-медицинской академии, куда госпитализировали актрису, ей поставили страшный диагноз – неоперабельный рак желудка в четвертой стадии. Практически весь оставшийся отрезок жизни Анна провела в больнице. Попытка отправить Самохину для операции в Германию или Израиль оказалась тщетной – иностранные специалисты отказали в лечении из-за запущенности заболевания.
8 февраля 2010 года Анна Самохина умерла в хосписе поселка Парголово. Через два дня ее тело было предано земле на санкт-петербургском Смоленском кладбище.