Биография
Отец — Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать — Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у д-ра Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902—1906 учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера. В 1904—1908 занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.
С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 — дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.
Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».
Среди учеников Веберна — Филипп Гершкович.
Творчество
Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.
Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.
Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.
Сочинения, помеченные опусом
- Op. 1 — Пассакалья для оркестра (1908);
- Op. 2 — Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten K?hnen) для смешанного хора
Стефана Георге
- Op. 3 — Пять песен для голоса и фортепиано
Стефана Георге
- Op. 4 — Пять песен для голоса и фортепиано
Стефана Георге
- Op. 5 — Пять пьес для струнного квартета (1909);
- Op. 6 — Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
- Op. 7 — Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
- Op. 8 — Две песни для голоса и ансамбля
Райнера Марии Рильке)
- Op. 9 — Шесть багателей для струнного квартета (1911);
- Op. 10 — Пять пьес для оркестра (1911);
- Op. 11 — Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
- Op. 12 — Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
Ли Бо
- Op. 13 — Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18);
Карла Крауса Георга Тракля
- Op. 14 — Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21);
- Op. 15 — Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета
П. Розеггера
- Op. 16 — Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета
- Op. 17 — Три народных текста
П. Розеггера
- Op. 18 — Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925);
П. Розеггера
- Op. 19 — Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением
- Op. 20 — Струнное трио в двух частях (1926—1927);
- Op. 21 — Симфония в двух частях
- Op. 22 — Квартет в двух частях
- Op. 23 — Три песни для голоса и фортепиано
- Op. 24 — Концерт для 9 инструментов
- Op. 25 — Три песни на стихи Хильдегард Йоне для голоса и фортепиано (1934);
- Op. 26 — Свет глаз (Das Augenlicht; другой перевод названия: "Зрение") для смешанного хора и оркестра
- Op. 27 — Вариации для фортепиано в трёх частях (1935—1936);
- Op. 28 — Струнный квартет в трёх частях (1936—1938);
- Op. 29 — Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра
- Op. 30 — Вариации для оркестра (1940);
- Op. 31 — Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра
Без опуса
- Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899)
- В летнем ветре (Im Sommerwind) Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле (1904)
- Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905)
- Струнный квартет (1905)
- Часть (Satz) для фортепиано (1906)
- Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz — Rondo) для фортепиано (1906)
- Рондо для струнного квартета (1906)
- Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1907)
- Пьесы для оркестра (1913)
- Соната для виолончели и фортепиано (1914)
- Детская пьеса (Kinderst?ck) для фортепиано (1925)
- Пьеса (Klavierst?ck) для фортепиано (1925)
- Часть (Satz) для струнного трио (1925)
- Песни (1899—1914)
Переложения
- Арнольд Шёнберг: прелюдия и интерлюдии из "Песен Гурре" для 2-х фортепиано в 8 рук (1909-1910; не опубл.); шесть песен (ор. 8) для голоса и фортепиано (1910); пять пьес (ор. 16) для 2-х фортепиано в 4 руки (1912); "Камерная симфония" для флейты (либо скрипки), кларнета (либо альта), фортепиано, скрипки и виолончели (1922-1923)
- Франц Шуберт: романс из музыки к драме "Розамунда", песни "Скиталец" и "Ты - мой покой" для голоса с оркестром (1903; не опубл.); "Немецкие танцы" для оркестра (1931)
- И. С. Бах: шестиголосный ричеркар (из "Музыкального приношения") для оркестра (1934-1935)
Цитаты
- «…новая музыка — это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 20 февраля 1933)
- «Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933)
- «Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь. Музыка является в этом смысле языком.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933)
- «Веберн! Это последний мастер немецкой музыки.»