Популярные
На фото Антуан Бюнуа

Антуан Бюнуа

французский композитор
Дата смерти:
1492-11-06
Биография

Биография

Родился, возможно, в небольшой деревне Бюн (Busnes) на севере Франции. О ранних годах (в том числе, о начальном музыкальном образовании) Бюнуа исторических свидетельств не сохранилось. В 1461 упоминается как капеллан кафедрального собора в Туре и зачинщик избиения тамошнего священника. За эту драку Бюнуа был отлучен от церкви, но позже был прощён папой римским. В 1465 упоминается в связи с аббатством св. Мартина Турского (также в Туре, не сохранилось), где в то же время работал казначеем Йоханнес Окегем. В 1465-66 капельмейстер церкви св. Илария Пиктавийского в Пуатье. С 1467 певчий при дворе Карла Смелого, с 1470 член придворной капеллы герцога. В 1467 написал мотет «In hydraulis», где воздал хвалы Окегему, но также не забыл и себя:

Ты, Окегем,— главный запевала
Во всем французском королевстве.
Заслышав порою отзвуки твоего искусства
В пенатах герцога бургундского,
Я, Бенуа, недостойный музыкант
Светлого графа Шароле (Charolais)
Воздаю тебе должное по заслугам твоим,
Великий как Кифа, триумфальный столп,
Прощай, верный отблеск Орфея!

Предположительно сопровождал отчаянного герцога во всех его сражениях, кроме трагического последнего. После смерти Карла Смелого (в 1477) до 1483 продолжал служить при дворе Максимилиана I (зятя Карла). О поздних годах Бюнуа ничего неизвестно. Последний исторический документ, датируемый ноябрем 1492, упоминает его как недавно почившего капельмейстера кафедрального собора в Брюгге.

Творчество

Автор трёх четырёхголосных месс (в том числе, возможно, первой на популярнейшую французскую шансон «L’homme arm?»), мотетов, многоголосных обработок гимнов, антифонов и песнопений проприя, многоголосных песен преимущественно на французском языке (рондо?, баллад, виреле), в том числе знаменитой «Fortuna desperata» (и трёх её контрафактур). Авторство ряда сочинений Бюнуа оспаривается. Мотет «Плач на смерть Дюфаи» (1474), а также некоторые другие сочинения Бюнуа утрачены.

Стилистически музыка Бюнуа ближе Окегему (с которым, вероятней всего, он был знаком), чем Дюфаи. У Бюнуа почти нет следов фобурдона, откровенно культивируется благозвучие, широко используются оба трезвучия (хотя в ультимах главных каденций по-прежнему преобладает конкорд квинтоктавы), в том числе параллельные, однако эксперименты в «пограничных» областях гармонии (например, в хроматике) для него не характерны. Бюнуа — искусный полифонист; он постоянно и весьма изобретательно (в том числе, с использованием синкоп и других приёмов ритмической игры) использует имитацию, в многоголосных песнях нередки каноны в унисон. При этом полифоническая техника никогда не перегружает многоголосную фактуру, которая остаётся прозрачной и хорошо прослушивается.

Список сочинений

Мессы

  1. Missa L’homme arm? (a4);
  2. Missa O crux lignum triumphale (a4);
  3. Missa Patrem Vilayge (a4);

Магнификат шестого тона;

Мотеты и церковная музыка

  1. Ad coenam agni providi;
  2. Alleluia, verbum caro factum est;
  3. Anima mea liquefacta est / Stirps Jesse;
  4. Anthoni usque limina;
  5. Conditor alme siderum;
  6. Gaude coelestis domina;
  7. In hydraulis (посвящён Йоханнесу Окегему);
  8. Noel, noel;
  9. Regina caeli (I);
  10. Regina caeli (II);
  11. Victimae paschali laudes.

Светская музыка

  1. Acordes moy;
  2. Advegne que advenir pourra;
  3. Amours nous traicte / Je m’en vois;
  4. A qui vens tu tes coquilles;
  5. Au gr? de mes iculx;
  6. A une dame;
  7. Au povre par necessit?;
  8. A vous, sans autre;
  9. Bel acueil;
  10. Bone ch?re;
  11. Ce n’est pas moy;
  12. C’est bien maleur;
  13. C’est vous en qui;
  14. Con tutta gentile?a;
  15. Corps digne / Dieu quel mariage;
  16. Cy dit benedicite;
  17. En soustenant;
  18. En tous les lieux;
  19. En voyant sa dame;
  20. Esaint-il merci;
  21. Faictes de moy;
  22. Faulx mesdisans;
  23. Fortuna desperata;
  24. (O) Fortune, trop tu es dure;
  25. Ha que ville;
  26. In myne zynn;
  27. Ja que lui ne;
  28. J’ay mayns de bien;
  29. J’ay pris amours tout au rebours;
  30. Je m’esba?s de vous;
  31. Je ne demande aultre degr?;
  32. Je ne demande lialt?;
  33. Je ne puis vivre ainsi;
  34. Joye me fuit;
  35. Laissez dangier;
  36. L’autrier la pie?a /En l’ombre du buissonet / Trop suis jonette;
  37. L’autrier que passa;
  38. Le corps s’en va;
  39. Le monde a tel;
  40. Ma damoiselle;
  41. Maintes femmes;
  42. Ma plus qu’assez;
  43. Ma tres souveraine princesse;
  44. M’a vostre cueur;
  45. Mon mignault / Gracieuse, playsant;
  46. Mon seul et sangle souvenir;
  47. On a grant mal / On est bien malade;
  48. Pour entretenir mes amours;
  49. Pucellotte;
  50. Quant j’ay au cueur;
  51. Quant vous me ferez;
  52. Quelque povre homme;
  53. Quelque povre homme;
  54. Resjois toy terre de France / Rex pacificus;
  55. Seule a par moy;
  56. Soudainementmon cueur;
  57. Terrible dame;
  58. Une filleresse / S’il y a compagnion / Vostre amour;
  59. Ung grand povtre homme;
  60. Ung plus que tous;
  61. Vostre beaut? / Vous marchez;
  62. Vostre gracieuse acointance.

Сочинения, приписываемые Бюнуа (выборка)

  1. Месса L’ardent desir (L’ardant desir);
  2. Мессы L’homme arm? I—VI (6 анонимных месс из неаполитанской нотной рукописи);
  3. Месса Quant ce viendra;
  4. Месса sine nomine;
  5. Магнификат восьмого тона;
  6. Магнификат второго тона;
  7. Мотет Incomprehensibilia / Preter rerum ordinem.
  8. Светские многоголосные песни:
    1. Amours, amours, amours;
    2. Amours fait moult / Il est de binne heure n? /Tant que nostre argent dura;
    3. Cent mile escus;
    4. Et qui la dira;
    5. J’ay bien choisi;
    6. Il sera pour vous canbatu / L’homme arm?;
    7. Je ne fay plus;
    8. Je suis venu;
    9. Le serviteur;
    10. Quant ce vendra (приписана в рукописи Dijon MS 517);
    11. Sans avoir (‚S' amours vous fiu' или 'Malagrota');
    12. Se brief puis.
Поделиться: