Популярные
На фото Архиепископ Алексий (Альберт ван дер Менсбрюгге)

Архиепископ Алексий (Альберт ван дер Менсбрюгге)

архиепископ Дюссельдорфский, деятель Русской православной церкви
Дата рождения:
1899-07-09
Дата смерти:
1980-05-26
Биография

Образование

Родился во фламандской католической семье из старинного фламандского рода.

Окончил классическую гимназию в Генте, получил образование в католической семинарии св. Николая и в философском колледже ордена св. Бенедикта в монастыре св. Андрея в городе Брюгге. Затем окончил богословский колледж ордена св. Бенедикта Мон-Сезар в городе Лувене (Бельгия) со степенью лиценциата и Папский Восточный институт в Риме (Руссикум) со специализацией в области патристики и древней литургии. Владел французским, фламандским, немецким, английским языками.

Деятельность в Римско-католической церкви

С 1919 года — послушник в монастыре св. Андрея в Брюгге.

В 1924 году принял монашество с именем Мавр (Маурус) и был рукоположён в сан диакона, с 1925 — священник. С 1927 служил в Риме. Был одним из основателей бенедиктинского монастыря восточного обряда в Амэ, затем переведённого в Шевтонь (Бельгия).

Серьёзно интересовался православием, большое впечатление на него произвела византийская литургия.

В 1928 году встречался в Париже с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и протоиереем Сергием Булгаковым. Вскоре католические церковные власти назначили о. Мавра капелланом в женский монастырь Килемор, чтобы там он «забыл своё православие». Однако его интерес к православной вере только усилился, и 14 апреля 1929 года он был в Париже принят в Православную церковь митрополитом Евлогием (Георгиевским).

Православный священник

С 1929 года жил в Великобритании, где в течение десяти лет был домовым священником в одной влиятельной православной семье. В этот период находился в юрисдикции митрополита Евлогия. Занимался в библиотеках Оксфорда и Лондона, в Британском музее и музее Южного Кенсингтона, изучал православное богословие и литургику. Во время Второй мировой войны временно находился в юрисдикции Константинопольского Патриархата, окормлял румынскую православную общину в Лондоне, выступал с публичными докладами и исполнял обязанности православного капеллана в англиканско-православном Содружестве святого Албания и преподобного Сергия Радонежского.

С 1946 года служил в приходе в Амстердаме в юрисдикции Московского Патриархата. В том же году был возведён в сан архимандрита.

В 1959 году возвратился в Московский Патриархат, был причислен к Трехсвятительскому подворью в Париже.

Архиерей

С 1 ноября 1960 года — епископ Медонский (во Франции). В этот же период занимался педагогической деятельностью.

С 30 июля 1968 года — епископ Филадельфийский, викарий Нью-Йоркской епархии.

5 апреля 1970 года возведён в сан архиепископ.

С 10 апреля до 11 августа 1970 года временно управлял патриаршими приходами в Мексике.

В августе 1970 ему было поручено обследовать церковные дела в Северной Германии с представлением отчёта в Священный Синод Русской православной церкви.

С 1 декабря 1970 года — архиепископ Северогерманский, с 24 февраля 1971 — архиепископ Дюссельдорфский.

По собственному прошению из-за тяжелой хронической болезни 27 апреля 1979 года освобожден от управления Дюссельдорфской епархией и уволен на покой.

Скончался 9 июля 1980 года. Похоронен на семейном участке кладбища в Сен-Николя (Бельгия).

«Теория свечи»

Участвовал в экуменическом движении. Получил известность среди православных богословов образным сравнением церкви с пламенем свечи, сияющей тёмной ночью. Источником света, тепла, спасения и благодати является только сама свеча. Но есть и те, кто находится рядом, и их тоже озаряет свет свечи, согревает её пламя. Тех, кто ушёл дальше, достигают только искры. Наконец, есть те, кто погружен в абсолютную тьму.

Таким образом, облегчаются возможности для диалога с теми, «кто находится рядом» (в первую очередь, с католиками), но, одновременно, признаётся, что полноту истину можно обрести только в православной церкви. Этим «теория свечи» принципиально отличается от «теории ветвей», которая предусматривает равноправие основных христианских конфессий («теория ветвей» отвергается ортодоксальными богословами, принадлежащими как к православию, так и к католицизму).

Труды

  • La liturgie orthodoxe de rit occidental (Esai de restauration). SETOR, 1947 (один из авторов перевода).
  • Развитие часовых молитв («часов») в церкви // «Дух и истина», 1954 (на немецком языке).
  • Время молитвы в египетском монашестве. Берлин, 1957 (на английском языке).
  • Православие перед экуменической тенденцией // Вестник Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата, 1961, № 37 (на французском языке).
  • Церковь как Царство Христово с точки зрения православия. // Там же, 1961 (на французском языке).
  • Missel orthodox ou Livre de la Synaxe liturgique de rit occidental. Paris: Contacts, 1962. (один из авторов перевода).
  • Вклад синагоги в христианскую литургию. // Вестник Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата, 1963, № 41 (на французском языке).
  • Вера, устав и миссия Церкви. Истинная проблема её экуменического единства / Православие сегодня, 1966, № 14 (на немецком языке).
  • Таинства: Мосты или стены между православием и Римом? // Диакониа, 1968, № 3 (на английском языке).
  • Первосвятительство Христа и святительство святых в Нём // Православие сегодня, 1968, № 22 (на немецком языке).
  • Удовлетворительна ли восточная православная литургическая традиция для современного человека? // Диакониа, 1969, № 4 (на английском языке).
  • Теология евхаристической жертвы в свете Св. Писания и древних Отцов // Православие сегодня, 1970, № 32-33 (на немецком языке).
Поделиться: