Родился в семье диакона Ярославской епархии. Окончил Ярославскую духовную семинарию, Московскую духовную академию в 1895 со степенью кандидата богословия.
1 августа 1893 года пострижен в монашество, иеродиакон, с июля 1895 — иеромонах.
С 1895 года — помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии.
С 1896 года — преподаватель, затем инспектор Ардонской Александровской миссионерской семинарии.
В 1897—1899 — член миссии в Японии. Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию.
С 1900 года — ректор Уфимской духовной семинарии в сане архимандрита.
5 ноября 1906 был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина), получившего известность как миссионер (в 1970 году был причислен к лику святых).
В июле 1907 уволен на покой. В октябре 1907 командирован в Холм для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной думы.
С 14 марта 1908 года — епископ Тихвинский, первый викарий Новгородской епархии. Был почётным председателем Новгородского и Пермского отдела Союза русского народа. Придерживался крайне правых политических взглядов, идеализировал русское средневековье. Автор брошюры «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».
С марта 1913 года — епископ Омский и Павлодарский.
С июля 1914 года — епископ Пермский и Соликамский, с 1915 — архиепископ.
По словам автора его жития, игумена Дамаскина,
В 1916 года по его инициативе в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много ездил по епархии, посещал приходы и монастыри. Был противником Г. Е. Распутина, безуспешно пытался отговорить Николая II от поддержки старца.
В 1917—1918 годах участвовал в работе Поместного Собора. Резко негативно отнёсся к приходу к власти большевиков. Ожидая ареста, чувствовал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Св. Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».
17 июня 1918 года был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений. (Духовенство, из страха перед большевиками, фактически пренебрегло этим запретом). Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу.
Был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии в 1999 году. Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.