Родился на о. Парос. Отец — Телесикл, происходил из аристократического рода; мать — Энипо, рабыня-фракиянка. Как незаконнорожденный сын, социальной перспективы на родине не имел и избрал карьеру наемного воина.
Материалом для реконструкции жизни Архилоха служат разбросанные по стихотворениям замечания, описания битв и эпизодов военной службы, упоминания значимых событий (например, солнечного затмения 648 до н. э.). Есть также интересные сведения у римского писателя I—II вековКлавдия Элиана — большого знатока греческой культуры, ссылающегося на недошедшее до нас сочинение Крития:
Архилох принимал участие в войнах на острове Фасос, куда переселился во главе отряда соотечественников для основания колонии. Воевал во Фракии, на острове Эвбея; погиб в конфликте с представителями острова Наксос. (По преданию, дельфийский оракул отказался отвечать на вопросы наксосца Калонда, сразившего Архилоха, поскольку от его руки погиб великий поэт.)
Архилох упоминается Геродотом в его "Истории".
Архилох жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов; настроение эпохи ярко отображено в его стихотворениях. Архилох отказывается от героического идеала гомеровской традиции. Он предпочитает активное участие в жизни, безличному «эпосу аристократии» противопоставляет субъективную поэзию личности — антагониста общественным условностям.
Папирусные находки последних десятилетий значительно расширили представления о творчестве Архилоха. Около 120 сохранившихся фрагментов произведений Архилоха отличаются большим разнообразием. Архилох писал в различных жанрах (гимны богам, элегии, басни, эпиграммы), однако наибольшую славу приобрели его «ямбы», или эподы — стихотворения, полемически заостренные против аристократических представлений о чести, доблести и посмертной славы.
Эподы отмечены страстностью и индивидуализмом, обращены к конкретным лицами и имеют конкретный повод. В наши дни наибольшую известность имеет т. н. «Кельнский эпод» — наиболее крупный из сохранившихся фрагментов Архилоха, обнаруженный на папирусе I—II вв. в кельнском папирусном собрании и опубликованный в 1974 г. В эподе упоминается Необула, к которой, согласно античному преданию, сватался Архилох. Отец Необулы Ликамб нарушил обещание выдать свою дочь за поэта, за что Архилох адресовал Ликамбу и Необуле серию язвительных эподов, чем довел их до самоубийства.
[Брошенный щит] (пер. В. В. Вересаев)
Щит, украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он.
Я же от смерти бежал... Мой щит, я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу.
Знамениты стихи Архилоха о том, как он, чтобы спасти себе жизнь, бросил на поле боя щит (что считалось позором). В этих стихах Архилох использует метр и эпические формулы «Илиады»; что придает тексту откровенно пародийный характер.
В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию.
Архилох, технически и художественно, оказал определяющее влияние на развитие греческой лирики VII—I вв. до н. э. и становление римской во II—I вв. до н. э. (Луцилий, Катулл и Гораций). В текстах Архилоха впервые встречается шестистопный ямб, впоследствии господствующий размер в греческой и римской драме. Архилох создал эпод — двустрочную метрическую систему, в которой за большим стихом следует меньший. (напр. за ямбическим триметром ямбический диметр; за дактилическим гекзаметром ямбический триметр или ямбический диметр и т. п.). Некоторые исследователи полагают, что именно Архилох (допуская, вместе с Каллином) изобрел элегический дистих, одну из самых распространенных метрических систем античной поэзии.
Псевдо-Плутарх (II в. н.э.) приписывает Архилоху также ряд музыкальных открытий, во-первых, смешение речевой и музыкальной интонации (????????????, нечто вроде Sprechstimme нововенцев) для достижения особого «трагического» эффекта внутри текстомузыкальной композиции, а во-вторых, введение относительно независимого инструментального (на струнном инструменте, ???????) сопровождения пению, что было революционным достижением в противовес старинной практике дублирования инструментом мелодии в унисон или октаву (?????????).
Древние считали Архилоха величайшим лирическим поэтом и сравнивали с Гомером. На родине Архилох почитался как герой. В нач. V в. до н. э. в честь Архилоха на Паросе было воздвигнуто святилище, обломки которого были обнаружены в новейшее время; на некоторых обломках имеются надписи с биографическими сведениями и отрывки стихотворений. Паросский историк Демей написал биографию Архилоха, извлечение из которой сохранилось на постаменте статуи, поставленной поэту в 100 до н. э. его земляком Сосфеем.
—UU | —UU | —UU | —UU || —U ¦ —U | —X
U— ¦ U— | U— ¦ U— | U— ¦ X
nec tenerum Lycidan mirabere, quo calet iuventus
nunc omnis et mox virgines tepebunt