Популярные
На фото Архимандрит Павел (Леднев)

Архимандрит Павел (Леднев)

настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, известный миссионер, а также плодотворный писатель сильно опровергавший старообрядческий раскол
Дата рождения:
1821-01-16
Дата смерти:
1895-04-27
Биография

Биография

Петр Иванович Леднев родился 16 января 1821 года в городе Сызрани в старообрядческой семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу (по Федосеевскому толку), занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик.

Деятельность в старообрядчесве

Строгие меры императора Николая I против старообрядчества заставили руководителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в более безопасном месте. И в начале 1848 года на средства кладбища Петр (еще до принятия иночества) был отправлен в Пруссию (отсюда его прозвание «Прусский») и там устроил в Гумбиненской области недалеко от города Гумбиннен в Восточной Пруссии (ныне город Гусев в Калининградской области России), где жило человек до тысячи русских, старообрядческий Войновский монастырь в пос. Экертсдорфе (быв. Восточная Пруссия, ныне пос. Войново на Мазурских озерах, на северо-востоке Польши). Вскоре после этого Петром было осуществлено давнее желание — принять монашество, для этого он поехал в Черниговские слободы, в Злынский беспоповщинский монастырь, где и был пострижен в иноки с именем Павел.

В 1851, вследствие раздоров в своем монастыре, он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы), где познакомился и стал одним из оппонентов Павла Белокриницкого, а также основал немногочисленную поморскую (беспоповскую) общину, но в 1852 возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества.

Во главе с иноком Павлом Прусским Войновский монастырь пережил свой расцвет. В 1847—1867 Свято-Троицкий монастырь — важный центр духовной жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев западных губерний Российской империи. Павел Прусский увеличил монастырь, построив несколько новых зданий, основал библиотеку; иноки в монастыре воспитывали и обучали церковной грамоте детей, нередко присланных из России. Кроме того, он основал женский монастырь в Пупах (ныне Спыхово, Польша) близ Войново. По его инициативе возникло немало молелен в России, где настоятелями были бывшие ученики Войновского монастыря.

Около 1856 года изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новоженов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 году на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом. А в 1861 году установил в монастыре моление за возвращение священства. Войновский монастырь стал центром оживленной религиозной полемики. Поэтому в 1859 мазурские старообрядцы разделились на две части: одни — во главе с Павлом Прусским, примкнувшим к брачным поморцам (новоженам), и другие — под руководством Алексея Михеева, твердо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону А. Михеева и признать бессвященнословные браки не увенчались успехом.

В 1868 году основал в Иоханнесбурге (ныне гор. Пиш в Польше) типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту бессвященнословного брака. Издавал религиозно-полемическую литературу и позже способствовал появлению особых «листков» (непериодического издания) «Истины» (в 1863—1866 годах — редактор-издатель Константин Голубов).


Деятельность после присоединения к РПЦ

Перейдя вместе с пятнадцатью монахами своего монастыря в единоверие, в 1867 году Павел Прусский был вынужден покинуть Войновский монастырь. Вскоре уехал в Москву и сумел сблизиться и завоевать доверие Московского митрополита Филарета (Дроздова), оценившего его познания вероучения старообрядцев, их методов апологетики и тонкостей аргументации и увидевшего в Павле способного миссионера. Но в ноябре 1867 года митр. Филарет (Дроздов) скончался.

25 февраля 1868 года, в воскресенье второй недели Великого поста, было совершено торжественное присоединен Павла Прусского к Православной Церкви епископом Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии. После этого он поселился в Никольском единоверческом монастыре в Москве. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия.

15 декабря 1868 года рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время был возведен в чин игумена.

С 1880 года возведен в сан архимандрита.

Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы — Петербург — Вильна — Петербург — Динабург — Новоалександровск — Каролишки — Вилькомир — Яново — Рымки — Ковна — Вильна — Динабург — Рубелишки — Данышевка — Режица — Псков — Петербург — Москва — Рубелишки — Новоалександровск — Вильна — Ковна — Страшуны — Свенцяны — Апидомы — Данышевка — Витебск — Динабург — Рубенишки — Василёво — Динабург — Режица — Динабург — Вильна — Климуцы (Буковина) — Варшава — Черновцы — Сучава — Драгомирна — Климуцы — Черновцы — Львов — Варшава — Вильна — Псков — Петербург — Москва.

Приведенный перечень общин, где в 1869—1871 годах сеял и взращивал семена истинной веры отец Павел Прусский свидетельствует о ревности с которой он взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью.

Находясь в зените славы, он вспомнил об оставленных им в Климоуцах (близ Белой Криницы) поморцах и явился, чтобы просветить их единоверием. Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти — так был основан единственный единоверческий приход за границей.

Как относился отец Павел к единоверию, насколько глубоко понимал его сущность (в особенности по сравнению со своими современниками) и как горячо желал сохранить его в надлежащей чистоте, видно из следующего случая: В январе 1885 года, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев выдвинул предложение оказать честь архимандриту Павлу возведением его в епископский сан, о чём сообщил в письме отцу Павлу его друг — профессор Николай Субботин.

Скончался архимандрит Павел 27 апреля 1895 года, в четверг 4-ой седмицы по Пасхе. Накануне отпевания Божественную литургию, у гроба почившего, совершал преосвященный Тихон (Никаноров), епископ Можайский, викарий Московской епархии. Отпевание возглавил сам высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский), митрополит Московский. Похоронили незабвенного старца, в понедельник — 1-го мая, напротив алтаря Никольского придела, главной церкви Никольского единоверческого монастыре.

О литературной деятельности

Кроме устной проповеди о. Павел снискал заслуженную славу как писатель. Его трудам давали такую характеристику: «даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола».

Большая часть его сочинений печаталось в регулярно издававшихся журналах «Братское Слово» и «Душеполезное Чтение», и др., а также выходило отдельными изданиями, сделанными отчасти Святейшим Синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора»; «Беседа с поморцем о Пирре»; «Размышления при чтении апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника» и другие. Он оставил обширное публицистическое и научное наследие, которое помещается примерно в шести объемных томах. Большая часть его статей и книг помещена в четырехтомном посмертном собрании сочинений, изданном в 1897—1899 годах.

Главные сочинения

  1. Павел (Леднев), архиман. Краткое описание путешествия во св. град Иерусалим и прочие св. места. -М.: Братство св. Петра митр., 1884. ?111 с.
  2. Павел (Леднев), архиман. Краткие известия о существующих в расколе сектах об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями, архимандрита Павла. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1885. ?88 с.
  3. Павел (Леднев), архиман. Замечания на книгу, известную под именем «Вопросов Никодима». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1887. ?187 с.
  4. Павел (Леднев), архиман. Замечания на книгу поморских ответов: С прил. замечаний на 21-й ответ в книге «Щит веры». -М.: Братство св. Петра митр., 1891. ?518 с.
  5. Павел (Леднев), архиман. Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным: [С прил. разговора о том, погрешают или не погрешают именуемые старообрядцы в догмах веры]. -М.: Синод. тип., 1894. ?191 с.
  6. Павел (Леднев), архиман. Размышления при чтении апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1894. ?234 с.
  7. Павел (Леднев), архиман. Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Ч.1-2. ?4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1883.
  8. Павел (Леднев), архиман. Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Ч.3. ?4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1888. ?519 с.
  9. Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.1. ?1-е посмерт. изд., -М.: Братство св. Петра митр., 1897. ?631 с.
  10. Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.2. ?1-е посмерт. изд., -М.: Братство св. Петра митр., 1897. ?576 с.
  11. Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.4. ?1-е посмерт. изд., -М.: Братство св. Петра митр., 1899. ?605 с.
Поделиться: