Миниатюры и спектакли А. И. Райкина отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.
Аркадий Райкин родился в Риге в еврейской семье портового бракёра строительного леса Ицика (Исаака) Давидовича Райкина (?—1942) и его жены Елизаветы Борисовны Райкиной (урождённой Гуревич, 1878—1965). В семье росли также младшие сёстры Белла (1916—2009) и Софья, и брат Макс (1927—1999). В детстве посещал хедер. Во время учёбы в школе в Рыбинске занимался в драмкружке и увлекался театром. В 1922 году семья поселилась в Петрограде. В 1929 году работал лаборантом на Охтинском химическом заводе.
В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (1935; ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), куда поступил вопреки желанию родителей. Во время обучения одновременно брал частные уроки у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики М. Н. Савоярова, встретил у него большое сочувствие и поддержку. По распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), который вскоре был переименован в театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году). Начинал свою актёрскую деятельность Райкин как киноартист, но в целом карьера в кинематографе для него была не особенно успешна. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка».
В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, спустя три года становится художественным руководителем этого театра. Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте.
После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, где актёр, быстро меняя облик, стал мастером сценического перевоплощения, создавая целую череду образов совершенно разного характера.
В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.
В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться ему вместе с театром в Москву. В 1982 году театр Аркадия Райкина переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр. Руководителем театра после смерти артиста стал сын Аркадия Райкина — Константин Райкин.
Скончался 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).
1956—1986 — Кировский проспект, 17.
Программы, поставленные Аркадием Райкиным:
Являлся художественным руководителем Театра миниатюр, переименованного в 1991 году в театр «Сатирикон» и ныне носящего его имя.
Среди авторов, с которыми работал Аркадий Райкин, были известные советские писатели-юмористы — Марк Азов, Владимир Тихвинский, Михаил Жванецкий, Аркадий Хайт, Виктор Ардов, Михаил Зощенко, Александр Хазин, Вениамин Сквирский, Семён Альтов, Марьян Беленький, Михаил Мишин, и др.
Орден Ленина в 1981 году Райкину вручал лично Романов Г. В., первый секретарь Ленинградского обкома КПСС.