Популярные
На фото Армен Борисович Джигарханян

Армен Борисович Джигарханян

российский актер театра и кино
Дата рождения:
1935-10-03
Биография

3 октября 1935 года в семье Джигарханянов родился мальчик, получивший имя Армен. Когда Армену исполнилось всего три месяца, отец его, Борис Джигарханян, покинул семью, и лишь в семнадцать лет мальчик впервые увидел своего отца. Однако Армену повезло – его воспитанием занимался отчим, который был мудрым и добрым человеком.

Армена отдали в русскую школу, и на этом настояла его мать, Елена Васильевна. Она и сама прекрасно владела русским языком, и понимала, что образование в СССР можно получить в любом месте, но лучше на русском языке. Сам Армен Борисович вспоминал, что в то время в Армении русскоговорящих людей было много, хотя никаких административных внедрений русского языка не существовало. Просто вся интеллигенция хорошо знала русский и предпочитала общаться на нем.

Еще в школе Армен решил стать актером – ведь он так любил театр, в который впервые отвела его мама. Она не пропускала ни единой премьеры и часто брала с собой сына. Конечно же, когда Армен окончил школу в 1953 году, он уже точно знал, куда будет поступать – в Москву, в ГИТИС. Однако юношу ждало большое разочарование. Уже во время собеседования преподаватели обратили внимание на ярко выраженный акцент Армена, что послужило отказу в допуске к экзаменам. Огорченный, если не обиженный Армен уехал на родину, но без кино жизни не мыслил и потому устроился работать помощником оператора киностудии «Арменфильм», а через год стал сутдентом Ереванского театрально-художественного института, попав в группу А. К. Гулакяна. Именно Гулакян научил Джигарханяна отношению к своей профессии не как к простому ремеслу, а как к мастерству высшего класса. Верный последователь системы Станиславского, Гулакян мог часами рассказывать своим студентам о великих актерах и утверждал, что любая роль может быть сыграна на сцене с использованием линзы национального преломления.

Институт Армен Джигарханян окончил в 1958 году, но сценическую деятельность он начал, еще будучи студентом первого курса, и принимал участие в спектаклях, которые ставились в Ереванском русском драматическом театре. Необходимо отметить, что Армен получал невообразимое удовольствие от актерской игры и очень любил сцену. Тридцать образов создал на сцене Ереванского театра Армен Джигарханян за десять лет, и это были не только роли второго плана, но и Кудряш в «Грозе» Островского, Сергей в арбузовской «Иркутской истории» и даже Ленин в спектакле «Именем революции». Как и многих актеров, Армена Джигарханяна приглашали сниматься в кинематографе. На кинопробы он ходил с 1955 года, но лишь через пять лет получил возможность сыграть Акопа в кинокартине «Обвал». Но ни эта роль, ни роль учителя в кинофильме «На рассвете» не сделали Джигарханяна заметным в кинематографе. Лишь в 1966 году режиссер Довлатян приглашает его для съемок в фильме «Здравствуй, это я!», имевшем потрясающий успех у зрителей. Джигарханян создал в этой грустной и поэтической киноленте образ Артема Манвеляна, молодого физика. Ему удалось передать эмоциональную напряженность и выдающийся интеллект лирического героя, и сам артист называл эту работу своей первой большой удачей.

Уже в следующем, 1967 году Джигарханяна приглашают на роль чекиста Артузова в телевизионном сериале «Операция «Трест». Эта роль закрепила популярность Джигарханяна как актера, казалось бы, немногословного, но обладавшего огромным обаянием и целостностью натуры. Почти одновременно с «Операцией «Трест» появилась лирическая киноповесть «Треугольник», в которой Джигарханян сыграл кузнеца, мудрого, много пережившего, но сохранившего душевную доброту. Эта работа принесла актеру Государственную премию Армении – первую значительную награду.

Первый брак Джигарханяна с актрисой Ереванского театра Аллой Ванновской, был неудачен, и Армен очень переживал по этому поводу. Но в 1967 году он познакомился с Татьяной Власовой, приехавшей из России на должность завлита Ереванского театра. Позже Татьяна призналась, что была покорена своим будущим мужем буквально с первого взгляда. Но роман их развивался трудно, потому что оба предпочитали отмалчиваться о своих чувствах и желаниях. Собственно, первый шаг в этой большой любви на всю жизнь сделала женщина – именно Татьяна разъяснила Армену, что только ее он сможет любить всю жизнь, и слова оказались по-настоящему пророческими.

В 1967 году произошло и еще одно большое событие в жизни Армена Джигарханяна – он познакомился с А. В. Эфросом, режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола. Эфрос уговорил Джигарханяна переехать в Москву, но под его руководством Армену Борисовичу удалось отрепетировать и сыграть лишь одну роль – Мольера в «Кабале святош» Булгакова. Здесь же, в Москве, Армен женился на Татьяне, надев ей на палец венчальное кольцо своей бабушки. На свадьбе присутствовали только четыре человека – супруги и их свидетели, а «банкет» они устроили скромный, но в ресторане «Арагви».

Буквально через полгода Эфрос был снят с должности руководителя Ленкома. Джигарханян какое-то время еще работал в театре, но без Эфроса работа здесь казалась ему пресной и удовлетворения не приносила. В 1969 году Гончаров, руководивший Театром Маяковского, пригласил Джигарханяна к себе – актер согласился и прослужил в этом театре до 1996 года. Первыми ролями Джигарханяна на сцене Театра Маяковского были Левинсон в «Разгроме» Фадеева и Стэнли Ковальский в «Трамвае «Желание».

Каждого настоящего актера отличает возможность сыграть любую роль – как положительного, так и отрицательного плана, причем сыграть талантливо, явив образ в мельчайших подробностях, сколь бы отвратительными они ни казались. И Армен Джигарханян, до этого игравший, в основном, роли положительные, показал себя истинным актером, создав в кино образ штабс-капитана Овечкина в «Новых приключениях неуловимых» и «Короне Российской империи», а позже образ горбуна в телесериале «Место встречи изменить нельзя», считающийся апофеозом актерской игры Джигарханяна.

С конца шестидесятых годов Джигарханян снимается в кино очень много, и практически каждая его работа – событие для зрителей. Вряд ли кто-нибудь не помнит судью Кригса из блестящей комедии 1975 года «Здравствуйте, я ваша тетя!» (режиссер Виктор Титов). Даже на фоне мощнейшего актерского коллектива в этом фильме Джигарханян выделяется буквально каждым движением и каждым словом.

Знаковая роль Армена Борисовича на сцене – философ Сократ в пьесе Радзинского «Беседы с Сократом». Именно эта роль принесла Джигарханяну славу одного из сильнейших, многоплановых и интересных артистов советской сцены. Практически каждый спектакль с Джигарханяном становился событием, ведь в то время он в театре играл не часто и гораздо больше времени отдавал съемкам в кино. Именно поэтому его роли в «Кошке на раскаленной крыше», в «Да здравствует королева, виват!» или в «Виктории» исследовались почитателями буквально под микроскопом и всегда являлись предметом широкого обсуждения в прессе.

После съемок в телесериале «Место встречи изменить нельзя», вышедшем в 1979 году, Армен Борисович в шутку скажет, что все хорошие роли были отданы Высоцкому и Конкину, а ему оставили страшного бандита. Тем не менее, он сыграл главаря банды «Черная кошка» Карпа так, что даже сам относился к этой роли с легкой брезгливостью, очень высоко при этом ценя и сам фильм, снятый под руководством режиссера Говорухина, и книгу «Эра милосердия» братьев Вайнеров. Заметим, что отрицательные роли Армен Борисович исполнял далеко не в одном фильме. Фарричетти в политической драме «Рафферти» сыгран настолько тонко, что зрители увидели перед собой настоящего представителя итальянской мафии, а его Макс Ришар, профессиональный убийца высшего класса в «Тегеране-43», показан на высшем уровне игры на большом временном отрезке.

Любопытно, что Армен Борисович Джигарханян одинаково легко воплощал на сцене и в кино роли грузин, русских, евреев, французов и любые другие национальности, при этом столь умело и ловко подчеркивая отличительные признаки, что его характерная внешность не портила образ, а растворялась в нем. По количеству созданных в кинематографе образов Джигарханян значительно опередил и Марлона Брандо, и Алена Делона, а потому он первым среди российских артистов попал в книгу Гиннеса – за более чем двести сыгранных ролей. Язва и острослов Валентин Гафт однажды написал на Джигарханяна эпиграмму, отражающую именно этот момент жизни актера: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян!».

С 1991 года Армен Борисович стал преподавать во ВГИКе актерское мастерство, а в 1996 году решил, что может много больше дать зрителю не только как актер, но и как руководитель театра. Он собрал своих лучших учеников, и на свет появился Московский драматический театр, который Джигарханян и возглавил. Театр «Д» почти мгновенно занял особенное место среди подобных ему маленьких театров столицы. Однако сцену Джигарханян не оставил – он репетирует и играет в спектаклях «Последняя лента Крэппа» (С. Беккет) и «Возвращение домой» (Х. Пинтер) на сцене своего театра, участвует в антрепризах на сцене Театра Ленкома.

В 1999 году Джигарханян получил от правительства США по квоте для выдающихся деятелей искусства грин-карту. В Соединенных Штатах у Армена Борисовича собственный дом в штате Техас, подаренный ему поклонником, и актер живет там летом и в начале осени. В Америке он проводит и Рождество, а его жена, Татьяна Сергеевна, преподает в Техасском университете русский язык.

Армен Борисович Джигарханян, выдающийся артист, создавший сотни образов на театральных подмостках и в кинематографе, до сих пор поражает нас своим многогранным талантом.

Поделиться: