Популярные

Артур Фердинандович Лолейт

российский инженер, изобретатель, преподаватель
Дата рождения:
1868-06-27
Дата смерти:
1933-06-04
Биография

Биография

В 1886 году, блестяще окончив гимназию, заработав репетиторством летом 150 рублей, Лолейт отправился в Москву для поступления в Университет. Он был принят на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. 12 января 1891 года на годичном акте университета Артуру Фердинандовичу Лолейту за сочиниение «Теория шарнирных сочленений» была вручена серебряная медаль как второму после С. А. Чаплыгина, получившего золотую. Весной были сданы государственные экзамены и получен диплом 1-й степени об окончании факультета по специальности прикладная механика.

В 1892—1914 годах работал в Акционерном обществе для производства бетонных и других строительных конструкций Ю. А. Гука, где прошёл путь от инженера-расчётчика до директора Правления. Создал первую большепролётную железобетонную конструкцию над ткацким корпусом Богородско-Глуховской мануфактуры (1907 г.) и первый в России элеватор из железобетона на московском Трёхпрудном пивоваренном заводе (1909 г.). В 1905 году изобрёл систему безбалочных перекрытий. Состоял членом Русского технического общества и Московского архитектурного общества.

Помимо изобретательства и архитектурно-строительной практики занимался преподаванием. С 1916 года читал курс строительной механики и железобетоных конструкций на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавал в Московском высшем техническом училище (профессор с 1923 года), Московском строительном техникуме, работал профессором кафедры железобетонных конструкций Военно-инженерной академии (с 1932 года).

В советское время работал главным инженером на строительстве рабочего посёлка в Филях, проектировал павильоны Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В 1923 году являлся Председателем ассоциации архитекторов-рационалистов (АСНОВА). В 1927 году занял должность заместителя директора по научной части вновь созданного Государственного института сооружений. В 1931 году создал теорию расчёта железобетонных конструкций по предельным расстояниям.

Проекты и постройки

Участвовал в проектировании, расчёте и строительстве желехобетонных конструкций следующих сооружений:

  • Верхние торговые ряды (1890—1893, Москва, Красная площадь);
  • Зоологический музей Московского университета (1892—1902 Москва, Большая Никитская улица, 6);
  • Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (1898—1904, Москва, улица Волхонка, 12);
  • Доходный дом страхового общества «Россия» (1899—1902, Москва, Сретенский бульвар, 6);
  • Кафедральный собор Святых Петра и Павла (1903—1905, Москва, Старосадский переулок, 7/10), руководил строительством после отказа архитектора В. А. Коссова;
  • Перекрытия над ткацким корпусом Богородско-Глуховской мануфактуры (1907, Ногинск);
  • Бетонный элеватор на Трёхгорном пивоваренном заводе (1909, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Автомобильный завод АМО (в настоящее время Завод имени Лихачёва) (1915—1917, Москва);
  • Шестиугольная башня Дома Моссельпрома (1925, Москва, Калашный переулок, 2/10).

Труды

  • Краткий очерк общей теории системы Монье и значение её в области развития технических знаний (1895);
  • Два частных случая расчета железобетонных арок (1902);
  • К вопросу о правилах приёмки железобетонных сооружений (1904);
  • О коэффициенте прочности железобетонных сооружений (1904);
  • Новый вид применения тавровых железобетонных сечений (1908);
  • О влиянии избытка воды в растворе на прочность железобетонных сооружений (1909);
  • Безбалочные перекрытия (1912);
  • О допустимых пределах уменьшения запасов прочности сооружений (1923);
  • Курс железобетона для строительных техникумов. Основы теории и проектирования (1925);
  • О необходимых запасах прочности безбалочных перекрытий (1926);
  • Курс железобетона для строительных техникумов. Основы теории и проектирования. Изд. 2-е (1928);
  • Экономические предпосылки для применения железобетона и современные методы воззрения на природу бетона и железобетона (1930);
  • О подборе сечений железобетонных элементов по критическим усилиям. Проект конструкции (1933)
Поделиться: