Биография
Родился в городе Пайде (эст. Paide) вблизи Таллина 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1957 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера.
К 1968 г. работал звукорежиссером Эстонского радио. С 1964 года Пярт впервые использовал в своих произведениях технику коллажа. Приблизительно в это же время в его музыке начали прослеживаться религиозные мотивы. По соображениям цензурного порядка некоторые из его произведений исполнялись под вымышленными названиями.
В 1979 Пярт эмигрировал из СССР. Жил сначала в Вене, где подписал договор с Universal Edition, а затем переехал в Берлин, где живет и работает поныне.
Принял православие, крещён под именем Арефа; по утверждению архиепископа Илариона (Алфеева), на творческое и личное мировоззрение Пярта значительно повлияло общение с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и биографом преподобного Силуана.
Творчество
Зрелое творчество Пярта относят к так называемому сакральному минимализму (Х. Гурецкий, П. Васкс, Дж. Тавенер, Ж. Ленц), а также сближают с новой консонантной музыкой.
В ответ на убийство в России журналистки Анны Политковской Пярт объявил, что все его работы, написанные в 2006—2007 годах, будут посвящены её памяти (впрочем, по крайней мере, одно из сочинений тех лет посвящено памяти другого человека, писателя и президента Эстонии Леннарта Мери). Написанную в 2008 году симфонию № 4 «Лос Анджелес» Пярт посвятил Михаилу Ходорковскому и «всем остальным бесправным узникам в России».
Избранные произведения
Для голоса и оркестра
- «Наш сад», кантата для детского хора и оркестра (1959/2003)
- Credo для фортепиано, хора и оркестра (1968)
- «Wallfahrtslied» для тенора или баритона и струнного оркестра (1984/2000)
- Te Deum для хора, струнного оркестра и магнитофонной записи (1984-5, ред. 1992)
- Берлинская месса, для хора и органа или струнного оркестра (1992)
- Литания для солистов, хора и оркестра (1994)
- «Como cierva sedienta» для сопрано, хора и оркестра (1998)
- «Cantiques des degr?s» для хора и оркестра (1999/2002)
- «Cecilia, vergine romana» для хора и оркестра (1999/2002)
- «In Principio» для хора и оркестра (2003)
Для голоса и ансамбля
- «An den Wassern zu Babel sa?en wir und weinten» для солистов или хора и органа или ансамбля (1976/1984)
- «Саре было девяносто лет» для трёх солистов, перкуссии и органа (1977/1990)
- «De profundis» для хора, перкуссии и органа (1980)
- «Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem» для солистов, вокального ансамбля, хора и инструментального ансамбля (1982)
- «Es sang vor langen Jahren» для альта (голоса), скрипки и альта (инструмента) (1984)
- «Stabat Mater» для трёх солистов и струнного трио (1985)
- «Miserere» для солиста, хора и ансамбля (1989)
- «Zwei Wiegenlieder» для двух женских голосов и фортепиано (2002)
- «L’Abb? Agathon» для сопрано, четырёх альтов и четырёх виолончелей (2004/2005)
Для хора и органа
- «Missa syllabica» для хора и органа (1977)
- «Summa» для хора (1977)
- «Magnificat» для хора (1989)
- «Богородице Дево» для хора (1990)
- «Hildegard Curth gewidmet — Блаженства» (1990)
- «Dopo la Vittoria» для хора (1996)
- «Канон покаянен» для хора (1997)
- «Triodion» для хора (1998)
- «Который был Сыном…» (2000)
- «Nunc Dimittis» для хора (2001)
- «Мир тебе, Иерусалим» для женского хора (2002)
- Гимн, написанный для Колледжа Св. Иоанна, Оксфорд (2005)
Оркестровые сочинения
- «Некролог» для оркестра op.5 (1960)
- Симфония № 1 op.9 (1963)
- «Perpetuum mobile» для оркестра op.10 (1963)
- Симфония № 2 (1966)
- Симфония № 3 (1971)
- «Wenn Bach Bienen gez?chtet h?tte…» для фортепиано, духового квинтета, струнного оркестра и перкуссии (1976)
- «Fratres» для камерного ансамбля (1976 и позже, написано много версий)
- «Arbos» для медных духовых и перкуссии (1977/1986)
- «Cantus» в память о Бенджамине Бриттене, для струнного оркестра и колокола (1977)
- «Псалом» для струнного оркестра (1985/1995/1997)
- «Festina lente» для струнного оркестра и арфы (1988)
- «Summa» для струнного оркестра (1991)
- «Silouans Song» для струнного оркестра(1991)
- «Trisagion» для струнного оркестра (1992)
- «Mein Weg» для 14-ти струнных инструментов и перкуссии (1999)
- Orient Occident («Восток [и] Запад»), для струнного оркестра (2000)
- «Lennartile / F?r Lennart» для струнного оркестра (2006)
- «La Sindone» для оркестра и перкуссии (2006)
- Симфония № 4 «Лос-Анджелес» (2008, посвящена Михаилу Ходорковскому)
Для инструментов и оркестра
- «Collage sur B-A-C-H», для гобоя, струнного оркестра, клавесина и фортепиано (1964)
- «Pro et Contra», концерт для виолончели и оркестра (1966, для Мстислава Ростроповича)
- «Tabula Rasa», двойной концерт для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано (1977)
- «Concerto piccolo ?ber B-A-C-H» для трубы, струнного оркестра, клавесина и фортепиано (1994)
- «Darf ich…» для скрипки, колоколов и струнного оркестра (1995/1999)
- «Lamentate» для фортепиано и оркестра (2002)
Инструментальные сочинения
- 2 сонатины, op.1, для фортепиано (1958/1959)
- «F?r Alina» для фортепиано (1976)
- «Variationen zur Gesundung von Arinuschka» для фортепиано (1977)
- «Spiegel Im Spiegel» для скрипки или виолончели и фортепиано (1978)
- «Гимн Великому Городу» для двух фортепиано (1984/2000)
- «Summa» для струнного квартета (1990)
- «Mozart-Adagio» для скрипки, виолончели и фортепиано (1992/1997, из фортепианной сонаты фа-мажор Моцарта (K 280))
- Пассакалья для скрипки и фортепиано (2003)
- «Annum per Annum» для органа
- «Pari Intervallo» для органа
Музыка к кинофильмам
- Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
Признание
Музыка Пярта активно используется в современном авторском кино (в том числе «Покаяние», «Изгнание», документальный фильм «Русский заповедник»).
За свое творчество композитор удостоен многочисленных наград и званий. Среди них звание почетного доктора Музыкальной академии Таллина и университета Тарту, почетное членство Королевской шведской музыкальной академии, премия ТРИУМФ в Москве, премия «Грэмми» в категории «лучшее современное произведение» за Канон покаянен для смешанного хора. Лауреат крупнейшей музыкальной премии Леони Соннинг (Копенгаген, 2008).