Популярные
На фото Ашиль-Клод Дебюсси

Ашиль-Клод Дебюсси

французский композитор, музыкальный критик
Дата рождения:
1862-08-22
Дата смерти:
1918-03-25
Биография

Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил.. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Биография

1. Дебюсси до импрессионизма

Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Его отец, мелкий торговец, был владельцем небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж, где Дебюсси-старший устроился на работу бухгалтером в частной фирме. В Париже и прошло почти всё детство Клода Дебюсси за вычетом времени Франко-прусской войны, когда мать будущего композитора уехала вместе с ним в Канны, подальше от военных действий. Именно в Каннах юный Клод в 1870 году начал брать первые уроки фортепиано; по возвращении в Париж занятия продолжились под руководством Антуанетты Моте де Флёрвиль, тёщи поэта Поля Верлена, к тому же – называвшей себя ученицей Фредерика Шопена.

В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио – у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана. Пребывание в классе гармонии и аккомпанемента Эмиля Дюрана и вовсе привело к открытому конфликту между учеником и педагогом. Верный школьному учебнику гармонии, Дюран никак не мог смириться даже с самыми скромными экспериментами своего ученика. Не забыв о своих стычках с педагогом, спустя много лет Дебюсси писал об этом эпизоде своего обучения: «Гармония в таком виде, как её преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуков».

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры. Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию, Венецию, Рим, Москву и Вену, где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда», на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения. Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.

Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти, где и познакомился с богатой певицей-любительницей и меломанкой мадам Ванье. Она значительно расширила круг его знакомств и ввела Клода Дебюсси в круги парижской художественной богемы. Для Ванье Дебюсси сочинил несколько изысканных романсов, среди которых оказались такие шедевры как «Мандолина» и «Под сурдинку».

Одновременно Дебюсси продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и, год спустя, в 1884 году, получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» (фр. L’Enfant prodigue). По странности столь же трогательной, сколь и неожиданной, это случилось благодаря личному вмешательству и доброжелательной поддержке Шарля Гуно. В противном случае Дебюсси наверняка не получил бы эту картонную профессиональную корону всех академиков от музыки – этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени, как позднее шутливо называли между собой Римскую премию Дебюсси и его приятель, Сати.

В 1885 году, с крайней неохотой и опоздав на два месяца (что было серьёзным нарушением), Дебюсси всё же отправился на казённый счёт в Рим, где ему два года полагалось жить и работать на вилле Медичи наряду с прочими лауреатами премии. Именно в такой жёсткой двойственности и внутренних противоречиях прошёл весь ранний период жизни Дебюсси. Одновременно он и сопротивляется консервативной Академии, и желает быть включённым в её ряды, упорно добивается премии, но не хочет затем её отрабатывать и «оправдывать». Тем более что ради сомнительной чести быть поощрённым в качестве примерного ученика приходилось себя всячески сдерживать и считаться с академическими требованиями. Так, в отличие от романсов для мадам Ванье, работы Дебюсси, удостоенные Римских премий, в целом не выходили за пределы дозволенного традиционализма. И всё же, все эти годы Дебюсси был глубоко озабочен поисками своего оригинального стиля и языка. Эти намерения молодого музыканта неизбежно вступали в противоречие с академической схоластикой. Не раз между Дебюсси и некоторыми профессорами консерватории возникали острые конфликты, осложнявшиеся вспыльчивым и злопамятным характером молодого композитора.

Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим, ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle ?lue) на слова Габриэля Россетти – первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси посылает в Париж своё первое римское послание – симфоническую оду «Зюлейма» (по Гейне), а ещё через год – двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна» (по знаменитой картине Боттичелли), вызвавшие печально знаменитый официальный отзыв Академии:

Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу – глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю, как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) – он не только не существовал, но даже ещё и не намечался. Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения – и испуганно предостерегли его. Сам же Дебюсси с достаточно едкой иронией говорил о своей «Зюлейме»: «она слишком сильно напоминает то ли Верди, то ли Мейербера»...

Однако кантата «Дева-избранница» и сюита «Весна», написанные на вилле Медичи, уже не вызывали у него столь сильной самоиронии. И когда Академия, приняв к исполнению в одном из своих концертов «Деву», отвергла «Весну», композитор предъявил резкий ультиматум и произошёл скандал, результатом которого стал отказ от участия в концерте и полный разрыв Дебюсси с Академией.

После Рима Дебюсси посетил Байройт, снова испытав на себе сильнейшее влияние Рихарда Вагнера. Пожалуй, к числу самых вагнеровских произведений относится вокальный цикл «Пять стихотворений Бодлера» (фр. Cinq Pomes de Baudelaire). Однако, не удовлетворившись одним Вагнером, все эти годы Дебюсси активно интересуется всем новым и повсюду ищет свой стиль. Ещё раньше посещение России привело к увлечению творчеством Мусоргского. После проходившей в Париже Всемирной выставки 1889 года Дебюсси обращает внимание на экзотические оркестры, в особенности яванский и аннамитский. Однако окончательное формирование композиторского стиля происходит у него только тремя годами позже.

Пытаясь сделать крупную композиторскую заявку, в 1890 году Дебюсси начинает работу над оперой «Родриг и Химена» (фр. Rodrigue et Chim?ne) по либретто Катюля Мендеса. Однако и эта работа не вызвала у него никакой уверенности в собственных силах и спустя два года была брошена неоконченной.

В конце 1880-х годов Дебюсси ближе сходится с Эрнестом Шоссоном, композитором-любителем, секретарём Национального Совета Музыки и просто очень богатым человеком, на помощь и поддержку которого он очень рассчитывал. Блестящий артистический салон Шоссона еженедельно посещали такие знаменитости, как композиторы Анри Дюпарк, Габриэль Форе и Исаак Альбенис, скрипач Эжен Изаи, певица Полина Виардо, пианист Альфред Корто-Дени, писатель Иван Тургенев, и художник Клод Моне. Именно там Дебюсси знакомится и с поэтом-символистом Стефаном Малларме, и становится сначала постоянным посетителем его поэтического кружка, а затем – и близким другом. В это же время Дебюсси впервые прочитал новеллы Эдгара По, который до конца жизни стал любимым писателем Дебюсси.

Однако самой важным событием этого времени стало, пожалуй, неожиданное знакомство в 1891 году с тапёром «Трактира в Клу» (фр. Auberge du Clou) на Монмартре, Эриком Сати, занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора, а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов. Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов, определивших лицо музыки Франции начала XX века, продолжилась почти четверть века. Спустя тридцать лет Эрик Сати так описал их встречу:

Ещё в 1888-1889 годах Сати опубликовал свои первые импрессионистские опусы (для фортепиано и голоса с фортепиано). Несомненно, общение с этим независимым и свободным человеком, находящимся вне всех группировок и академий, значительно ускорило формирование окончательного (зрелого) стиля Дебюсси. Необычайно резкий и бурный характер носило у Дебюсси также и преодоление вагнеровского влияния. И если до 1891 года его преклонение перед Вагнером (по собственному признанию) «доходило до той степени, когда забываешь о правилах приличия», то спустя всего два года Дебюсси договорился до полного отрицания всякого значения Вагнера для искусства: «Вагнер никогда не служил музыке, он даже не служил Германии!» Многие из его близких друзей (включая Шоссона и Эмиля Вюйермо) так и не смогли понять и принять этой внезапной перемены, что повлекло за собой охлаждение также и личных отношений.

Бросив сочинение оперы «Родриг и Химена» на либретто (по выражению Сати) «этого жалкого вагнериста Катюля Мендеса», в 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна (фр. Pr?lude ? l’Apr?s-midi d’un faune), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке.


Творчество

Сочинения

  • Родриго и Химена (1890-1893; незавершена). В 1993 г. была дописана Эдисоном Денисовым
  • Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)
  • Черт на колокольне (1902-1912?; наброски)
  • Падение дома Ашеров (1908-1917; незавершена)
  • Преступления любви (Галантные празднества) (1913-1915; наброски)
  • Камма (1910-1912)
  • Игры (1912-1913)
  • Ящик с игрушками (1913)
  • Симфония (1880-1881)
  • Сюита "Триумф Вакха" (1882)
  • Сюита "Весна" для женского хора и оркестра (1887)
  • Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
  • Прелюдия "Послеполуденный отдых фавна" (1891-1894). Имеется также авторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1895 г.
  • Три ноктюрна: "Облака", "Празднества", "Сирены" (1897-1899)
  • Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
  • "Море", три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
  • Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1904 г.
  • "Образы" (1905-1912)
  • Фортепианное трио (1880)
  • Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
  • Струнный квартет (1893)
  • Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
  • Пьеса "Сиринкс" для флейты соло (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

А) для фортепиано в 2 руки

  • "Цыганский танец" (1880)
  • Две арабески (около 1890)
  • Мазурка (около 1890)
  • "Грезы" (около 1890)
  • "Бергамасская сюита" (около 1890; отредактирована в 1905)
  • "Романтический вальс" (около 1890)
  • Ноктюрн (1892)
  • "Образы", три пьесы (1894)
  • Вальс (1894; ноты утрачены)
  • Пьеса "Для фортепиано" (1894-1901)
  • "Образы", 1-я серия пьес (1901-1905)
  • Сюита "Эстампы" (1903)
  • "Остров радости" (1903-1904)
  • "Маски" (1903-1904)
  • Пьеса (1904; на материале наброска к опере "Черт на колокольне")
  • Сюита "Детский уголок" (1906-1908)
  • "Образы", 2-я серия пьес (1907)
  • "Hommage a Haydn" (1909)
  • "Прелюдии", книга 1-я (1910)
  • "Более, чем медленный (вальс)" (1910)
  • "Прелюдии", книга 2-я (1911-1913)
  • "Героическая колыбельная" (1914)
  • Элегия (1915)
  • "Этюды", две книги пьес (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

  • Andante (1881; не опубл.)
  • Дивертисмент (1884)
  • "Маленькая сюита" (1886-1889)
  • "Шесть античных эпиграфов" (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

  • "Черное и белое", три пьесы (1915)
  • Опера "Саламбо" (1886)
  • Музыка к спектаклю "Свадьбы Сатаны" (1892)
  • Опера "Эдип в Колоне" (1894)
  • Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)
  • Балет "Дафнис и Хлоя" (1895-1897)
  • Балет "Афродита" (1896-1897)
  • Балет "Орфей" (около 1900)
  • Опера "Как вам это понравится" (1902-1904)
  • Лирическая трагедия "Дионис" (1904)
  • Опера "История Тристана" (1907-1909)
  • Опера "Сиддхартха" (1907-1910)
  • Опера "Орестея" (1909)
  • Балет "Маски и бергамаски" (1910)
  • Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
  • Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)
  • Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
  • Три танца из балета П. Чайковского "Лебединое озеро" для фортепиано в 4 руки (1880)
  • "Интродукция и рондо каприччиозо" К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)
  • Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)
  • Увертюра к опере Р. Вагнера "Летучий голландец" для 2-х фортепиано (1890)
  • "Шесть этюдов в форме канона" Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

Полный каталог произведений Дебюсси составлен Франсуа Лесюром (Женева, 1977; новая редакция: 2001).

Письма

  • Monsieur Croche — antidillettante, P., 1921
  • Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., М.—Л., 1964
  • Избр. письма, Л., 1986.
Поделиться: