В Грабтауне, городке в Северной Каролине, 24 декабря 1922 года родилась девочка, получившая имя Ава Лавиния. Джонас и Мэри Элизабет Гарднеры были людьми религиозными и воспитывали своих детей в строгих правилах. Седьмой ребенок в бедной фермерской семье, Ава не имела и мысли об актерской карьере и, скорее всего, прожила бы жизнь, соответствующую своему воспитанию и происхождению. Но стать скромной женой провинциального фермера ей помешала необыкновенно красивая внешность.
После школы Ава окончила курсы секретарш и озаботилась поиском жениха. Недостатка в желающих не имелось, но разумная девушка понимала, что будущий муж должен быть прежде всего работящим и порядочным. Сама же она намеревалась стать ему примерной женой.
К тому времени старшая сестра Авы была уже замужем за фотографом Лари Тэром и жила в Нью-Йорке. Когда восемнадцатилетняя Ава приехала к ней в гости, Ларри сделал несколько ее снимков и повесил их в витрине своего фотоателье. Эти снимки и определили будущее Авы Гарднер: вскоре их заметил сотрудник голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Отыскав девушку, он с огромным трудом уговорил ее пройти пробы.
Луи Майер, просмотрев результат этих проб, мгновенно предложил Аве контракт на семь лет. Он прекрасно видел, что имеет дело с чопорной и скромной провинциалкой, не умеющей даже танцевать, но выглядела она настолько бесподобно, что никаких сомнений в успехе не возникало. Растерявшейся Аве переписали биографию, заменив секретарские курсы школой фотомоделей, и отправили учиться на курсы актерского мастерства.
Первые годы своей кинокарьеры Ава Гарднер играла эпизодические роли. Дебютом ее стал крошечный эпизод в фильме 1941 года «Юнцы на Бродвее» (режиссер Басби Беркли), а первой заметной работой роль Джин Браун в картине 1944 года «Трое мужчин в белом» (режиссер Уилл Гоулдбек). За это время Ава успела избавиться от деревенской неуклюжести и стать своей в свободной и не слишком нравственной голливудской среде. Освоению актерских нравов немало поспособствовало первое замужество.
Главные роли в «Юнцах на Бродвее» исполняли Джуди Гарленд и Микки Руни. Смазливый блондин Микки, по сценарию фильма появлявшийся на съемочной площадке в юбке и женских туфлях, привел Аву в ужас, и она очень долго отвергала его ухаживания. Актер начал обольщение с цветов и дошел до норковой шубки, а уяснив, что секса без обручального кольца не получит, решился на свадьбу. Выяснив, что у красавицы-жены он первый мужчина, Микки безмерно растрогался, но утром отправился играть в гольф, а потом начал пропадать на съемках. Становиться домохозяйкой Аве уже не хотелось, и через год супруги расстались.
Разочаровавшись в семейной жизни, Ава отдавала все свои силы работе, хотя снималась, в основном, во второсортных фильмах. С мужчинами она встречалась, но замуж не спешила. Особенно бурный роман у актрисы был с эксцентричным миллионером Говардом Хьюзом, владельцем нескольких киностудий, газет и парка самолетов. Хьюз обладал жгучим темпераментом, безумно ревновал, и их скандалы доходили даже до драк. После таких ураганных страстей Аве захотелось покоя, и следующим ее мужем стал джаз-музыкант Арти Шоу, человек очень интеллектуальный. Восхищенный красотой актрисы, он, в свою очередь, покорил ее умом и образованностью. Но счастья в семейной жизни снова не получилось – идиллия закончилась в тот момент, когда музыкант обнаружил, что Ава прочла всего одну книгу за всю жизнь и смутно представляет, где находится Африка…
После развода актриса вновь начала встречаться с Хьюзом, а ее карьера наконец пошла в гору. В 1946 году на экранах появился фильм «Убийцы», снятый Робертом Сиодмаком по рассказу Хемингуэя. После роли хитроумной Кити Коллинз Ава Гарднер превратилась в звезду, и ее засыпали предложениями на главные роли. Не меньше было и предложений от влюбленных мужчин, а Говард Хьюз буквально преследовал актрису. Но в 1950 году в жизнь Авы вошел Фрэнк Синатра.
Ава пребывала тогда на пике успеха и считалась самой красивой актрисой Голливуда. Синатра, лидер хит-парадов, уже стоял в начале кинокарьеры, но переживал не лучшее в своей жизни время – его травили журналисты, пластинки не продавались, алкоголь тек рекой. В Аву он влюбился, что называется, без памяти, с первой же их встречи – они уехали вместе с какой-то вечеринки, целовались в «Кадиллаке» и стреляли по фонарям, играя в повстанцев, пока не приехала полиция. Свадьбу сыграли далеко не сразу – Синатре, женатому католическим браком, получить развод было очень нелегко, да и руководство MGM не желало лишних пятен на его репутации. На некоторое время они расстались, и Ава завела себе нового мужчину – испанского тореадора, певшего ей серенады.
Наконец, все препятствия остались позади, и в 1951 году Авфа и Фрэнк поженились. Видимо, судьба отказала актрисе в обретении тихого семейного уюта – супружество с Синатрой напоминало жизнь на вулкане. Ободная ревность, скандалы, перемежавшиеся вспышками страсти, визиты полиции, которую постоянно вызывали соседи…
Скандальный брак актрисы не повлиял на ее востребованность в кинематографе. В 1952 году Генри Кинг пригласил ее играть Синтию в фильме «Снега Килиманджаро» по одноименному рассказу Хемингуэя. К сожалению, драматическая сложность рассказа в откровенно кассовом, развлекательном фильме не отразилась, и потому в дуэте Авы Гарднер и Грегори Пека напрочь отсутствует психологический нерв. Да и не до того было актрисе на съемках – кино снимали в Африке, и Синатра, изводившийся в разлуке, доставал жену телефонными звонками и даже нанял частного сыщика для слежки. В Африке супруги отметили и первую годовщину свадьбы – Фрэнк прилетел чартерным рейсом накануне Рождества, привез шампанское и индеек и пел для съемочной группы.
С этого праздника Синатра уехал прямиком на съемки картины «Отсюда в вечность», в полной мере вернувшей певцу былую популярность. За роль итальянца Анджело он стал лауреатом «Оскара». Не меньшая слава ожидала и фильм «Снега Килиманджаро» – после его премьеры на тротуаре перед Китайским театром Граумана в Голливуде появились отпечатки рук Авы Гарднер.
В 1953 году вышел фильм «Могамбо», где партнером Авы стал Кларк Гейбл. За роль Элоизы Келли актриса номинировалась на «Оскара». Но самым лучшей ролью актрисы ее поклонники считают Марию Варгас из картины 1954 года «Босоногая графиня». Можно сказать, что здесь она сыграла саму себя: бедность, ранимая детская душа и физическое совершенство. Все шло прекрасно и у Синатры – удачные роли, успешные выступления и множество фанатов. Дома он появлялся все реже, Ава в долгу не осталась, и к концу пятидесятых супруги разошлись. Замуж актриса больше никогда не выходила.
Это время было последним периодом пребывания Авы Гарднер на Олимпе Голливуда. В историко-биографической картине 1958 года «Обнаженная маха» (режиссер Генри Костер) она с блеском сыграла умную, сильную и не всегда адекватную герцогиню Альбу. В драме 1959 года «На берегу» (режиссер Стэнли Крамер) актриса создала образ Мойры Дэвидсон – светской красавицы, растратившей свою жизнь на бессмысленный флирт.
Всех героинь Авы Гарднер объединяла неуспокоенность и неудовлетворенность, а одна из них, императрица Елизавета, сказала, что комедианты должны продолжать игру до конца. Так было и в жизни самой Авы: перестав получать приглашения на роли красавиц, она спокойно перешла на возрастные роли и не потеряла своей привлекательности. Правда, не меньше, чем фильмы с участием актрисы, известны были и перипетии ее личной жизни – имя Авы Гарднер постоянно фигурировало в светских хрониках.
В шестьдесят пять лет, не желая больше играть стареющих аристократок, Ава покинула кинематограф. Последние годы жизни она одиноко провела в Лондоне, и в ее доме часто гостил Фрэнк Синатра, с которым актриса сохранила дружбу. Наверное, вместе эти постаревшие голливудские боги уже выглядели смешно, однако именно Синатра оплачивал лечение бывшей возлюбленной, когда два перенесенных удара приковали ее к постели.
Ава Гарднер умерла от пневмонии 25 января 1990 года, и последними из уст голливудской богини стали слова о безмерной усталости.