В 2010 году в Уфе появилась Улица Батырши Алиева.
Родился в мишарско-татарском селе Карышбаш Сибирской дороги, ныне Балтачевского района Республики Башкортостан.
Учился в медресе сел Тайсуганово и Ташкичу на территории Татарстана. В 1744-45 был учителем в деревне Илша Гайнинской волости Осинской дороги, в 1746-49 учитель и мулла в деревне Муслим Исетской провинции. С 1749 мулла в Карышбаше. Отличался глубоким знанием шариата. Часто привлекался властями для решения наследственных дел в волостях Осинской дороги. В 1754 избран ахуном (главой мусульман) Сибирской дороги, но не вступил в эту должность. В 1754-55 побывал в Оренбурге и ряде волостей Сибирской и Осинской дорог.
Весной 1755 года обратился к мусульманам края с обширным воззванием («Тахризнамэ»), в котором разоблачал колониальную политику царизма в Башкортостане, выступал против правительственного ограничения обрядностей мусульман, запрещения местному населению свободной и беспошлинной добычи соли, ограничений местного самоуправления, чрезмерных налогов и повинностей. Обрисовав тяжелую картину притеснения мусульман со стороны русских, Батырша переходит к военно-политическим проблемам и призывает мусульман сплотиться перед лицом неверных и, взяв в руки оружие, подняться на священную войну за веру и свободу. Начало восстания было намечено на 3 июля 1755. Воззвание явилось программой башкирского восстания 1755-56 годов.
Но в ходе восстания вместо решительных действий и руководства выступлениями, Батырша занял выжидательную позицию, затем скрылся в лесах со своими учениками, что привело к ослаблению и вскоре подавлению восстания. Сам Батырша был схвачен 8 августа 1756 года в деревне Азяково Осинской дороги (ныне деревня Бураевского района Республики Башкортостан). Закованный в цепи, под усиленной охраной отвезен в Москву, затем в Санкт-Петербург.
Находясь в тюрьме и ожидая приговор, составил знаменитое письмо — «Тахризнамэ», обращенное императрице Елизавете Петровне. Отрывок из письма в переводе:
В декабре 1758 года Батырша был приговорен к наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге.
После долгих пыток и допросов Батыршу отправили в Шлиссельбургскую крепость на пожизненное заточение. Там он затеял спор с православными священниками и даже дал согласие на добровольное крещение, если те сумеют доказать превосходство христианской религии над исламом. Спор кончился тем, что тюремные палачи вырвали Батырше язык. Он пять лет промучился в заточении, но закончить свою жизнь в рабстве не захотел. В июле 1762 года он схватил в свои закованные руки топор, забытый в его камере надзирателями, и бросился на охранников. В схватке Батырша убил четырёх охранников и погиб сам.